Как
понять, нужно ли проводить аудит ИТ-системы вашей компании? Этот
вопрос может показаться неуместным любому западному предпринимателю. Как
неуместен вопрос, регулярно ли он ходит к врачу на профилактический осмотр? И
на осмотры ходит регулярно, и аудиты заказывает. У россиян другой менталитет. К
врачу мы идем, когда что-то заболит, а сторонних специалистов в компанию
приглашаем, когда что-то не работает, а свои сотрудники не справляются. А зря.
Профилактика во всех случаях обойдется дешевле как лечения, так и ремонта. Вот
только начало заболевания мы определяем по самоощущениям, а каковы предвестники
грядущих сбоев работы ИТ-системы предприятия? Советуем обратить внимание на
пять явных маркеров.
Первое.
В большинстве российских компаний ИТ-хозяйство строилось на протяжении многих
лет без каких-либо планов. В нее вносились изменения для решения новых задач
бизнеса, и эти изменения никак не документировались. Если же какая-то
документация и существует, она не отражает действительности. А потому сегодня
никто за исключением «уникальных специалистов» не знает точно, как там все
устроено, почему работает и что нужно делать, если работать перестанет. Наличие
таких «уникальных специалистов» — это явный сигнал того, что аудит ИТ-хозяйства
компании нужно проводить как можно скорее. Ведь в случае их увольнения
(болезни, смерти) у компании могут возникнуть серьезные проблемы, решение
которых займет непозволительно много времени.
Второй
важный маркер — руководство компании не понимает связь между целями бизнеса и
планами развития ИТ-инфраструктуры предприятия. ИТ-специалисты настаивают на
приобретении какого-либо оборудования или программного обеспечения, но не могут
объяснить, какие конкретно задачи компании будут решены благодаря предлагаемым
инвестициям, когда и каким образом они окупятся, как повлияют на увеличение
прибыли или снизят возможные риски и какие негативные последствия ожидают
бизнес, если не сделать эти затраты.
Задуматься
о необходимости проведения ИТ-аудита стоит и в том случае, если отсутствует
сравнительных финансово-экономический анализ вариантов ее развития. В мире
быстро развиваются облачные технологии. И руководитель должен иметь точные
расчеты, чтобы понимать, выгоднее ли компании вкладываться в собственную
инфраструктуру, уводить ее в облака или использовать гибридные варианты.
Важнейший
маркер необходимости проведения аудита состояния информационной системы предприятия
— планируемый рост бизнеса: подготовка к открытию филиалов, новых торговых
точек, расширение номенклатуры производства, вводу в эксплуатацию новых цехов и
т.п. Нужно быть готовым к тому, что при росте основных показателей бизнеса на
какие-то 10% нагрузка на ИТ-инфраструктуру может возрасти в разы. В этом случае
аудит ИТ-хозяйства должен выявить возможность масштабирования используемых в
компании решений и снизить риски экстенсивного роста предприятия.
И
разумеется, без аудита не обойтись, если уже начались сбои в работе ИТ-системы
компании, а собственные специалисты с ними не справляются. Прежде чем
исправлять ситуацию, необходимо выяснить объективные
причины этих сбоев, а затем разработать оптимальный план приведения
ИТ-хозяйства в порядок. Ведь стоимость исправлений может
различаться кардинально, и, по опыту специалистов ИТ-компании «Протон », в некоторых случаях достаточно
внесения несущественных изменений вместо приобретения дорогостоящего
оборудования и программного обеспечения.
Что
требовать от ИТ-аудиторов, чтобы не потратить деньги зря В
настоящее время в России на законодательном уровне не существует четких
требований к проведению ИТ-аудита. Что именно обследовать, решает заказчик. Он
может предложить сделать как полный ИТ-аудит компании, так и проанализировать работу нескольких систем или даже
одного решения — например, выяснить причину периодических зависаний 1С.
Если требуется полный аудит, то он
должен проходить не только на техническом, но и на процессном и бизнесовом
уровнях. То есть, аудитор должен подготовить развернутые и обоснованные ответа
на такие вопросы, как:
· В какой мере ИТ-инфраструктура
компании соответствует поставленным перед ней бизнес-целям?
· Какие процессы и как можно улучшить
и автоматизировать в компании, сколько это будет стоить и когда окупится?
· Каковы потенциальные риски
использования существующей ИТ-инфраструктуры, и как эти риски можно снизить?
· Каковы варианты развития и
модернизации ИТ-инфраструктуры, сколько они стоят и какие у них достоинства и
недостатки?
· Насколько квалификация сотрудников
компании соответствует стоящим перед ними задачами, и как эту квалификацию
можно повысить?
По итогам выполненной работы
аудитор должен представить следующие документы: «Отчет с заключением о
состоянии ИТ-инфраструктуры», «Рекомендации по модернизации и обновлению», «Предложение
на техническую и консультационную поддержку различных информационных систем,
таких как: серверная инфраструктура, СУБД или инфраструктура 1С».
В этих документах должен
содержаться подробный план улучшений, который компания чаще всего может реализовать
силами собственной ИТ-команды. Если это по каким-то причинам невозможно,
аудитор должен иметь возможность решить возникшие задачи на условиях
аутсорсинга или порекомендовать компанию, которая справится с этой работой.
И последнее. Если вы довольны
работой проводившей у вас ИТ-аудит компании, выстраивайте с ней долгосрочные
отношения. Аудит лучше проводить регулярно. А специалисты, уже знакомые с
ИТ-инфраструктурой вашего предприятия в следующий раз выполнят свою работу
качественней, быстрее и дешевле.