Привет! На связи Иван Афанов — операционный директор digital-интегратора Garpix. Я много лет занимаюсь продажами в IT. Не одну собаку в этом съел. :) В работе я активно использую CRM-системы. Как искушенный пользователь, глубоко понимаю запросы и боли бизнеса в этом плане.
Решил поделиться опытом и рассказать в новой статье, как сделать, чтобы CRM эффективно работала и окупала себя. Подскажу, в чем преимущества кастомной разработки CRM , и что учесть до внедрения CRM, а не когда она сведет с ума отдел продаж и владельца компании.
Внедрение этих цифровых продуктов позволяет бизнесу решать группу задач: сократить время на сбор данных о клиентах, получить статистику о работе отдела продаж, усилить эффективность конкретных менеджеров, автоматизировать бизнес-процессы. CRM собирает лиды из разных источников и историю работы с клиентами в одном месте, позволяет настроить сквозную аналитику для маркетинга и интеграцию со сторонними сервисами.
Можно перечислять и перечислять, но, я уверен, современный бизнес и так знает, в чем польза этого инструмента. А то, какую CRM выбрать, на каком движке разработать, как её настроить и адаптировать под процессы компании, остается вопросом для многих. Подскажу вам, исходя из опыта, на что обратить внимание.
Чтобы CRM стала эффективным инструментом в компании, при ее выборе учитывайте:
Задачи внедрения CRM. Определяем, с чем система будет работать, какие сотрудники будут пользоваться этим инструментом и для чего именно. Функциональные и визуальные элементы. Решаем, как CRM должна выглядеть, какой у нее будет интерфейс, какую статистику она будет собирать, в какой форме представлять отчеты, какие модули и сервисы подключить. Бизнес-процессы в компании. Это главный пункт, поэтому о нем поговорим подробнее. Рекомендую вам сначала тщательно настроить бизнес-процессы, и лишь потом разрабатывать или выбирать CRM. Адаптировать (ломать) процессы под ограничения CRM — всегда проблематично и болезненно, и далеко не всегда эффективно. В этом плане кастомная CRM, на мой взгляд, выигрышнее, чем коробочное решение: ее проще реализовать с учетом процессов в конкретном отделе продаж, чем внедрять универсальное решение. Здесь возникает вопрос: не заказать ли разработку CRM ?
1. Если вы задумались о внедрении готовой CRM, надо определиться, какая подойдет, и нужно ли ее доработать.
В некоторых случаях готовые CRM-системы используются сразу, без доработки. Так, владельцу ИП может быть достаточно базовой версии с урезанной функциональностью. А всё, что отходит от классического шаблона, уже требует внедрения и правильной настройки специалистами.
Если в штате клиента от 300-500 человек, ему гарантированно потребуются изменения в CRM: удаление и добавление новых функций, отсечение того, что тормозит работу, настройка интерфейса. Готовое решение может автоматизировать не все процессы в отделе продаж, и его нужно усилить.
Первое, о чем я обычно информирую клиентов: вам может подойти универсальная CRM и её шаблоны, но будьте готовы её кастомизировать.
Двух одинаковых бизнесов не бывает. Настройка конфигурации CRM требует вложений и работы опытных специалистов. По объему задач, бюджету и срокам это часто сопоставимо с разработкой системы с нуля.
Решения, проверенные рынком, часто вызывают у бизнеса больше доверия. Но разработчики известных сервисов пытаются охватить рынок целиком и добавляют всё больше фич. При этом не все доступные модули в системе нужны отдельной компании. Они тормозят систему или не подходят команде по своему назначению. Так, многие модули Bitrix 24 удобны для работы в продажах, но не маркетологам.
При изменении готовой системы она может начать «глючить» или постепенно превратится в набор из кучи «костылей». Квалифицированные разработчики предотвращают эту проблему, изначально порекомендовав клиенту удачное коробочное решение или разработку кастомного продукта .
При внедрении готовых решений мы в Garpix, как правило:
Выявляем потребности клиента. Определяем основные задачи, которые будут решаться через CRM. Собираем данные, которые будут перенесены в систему. Определяемся с настройками системы. Настраиваем интеграции с другими сервисами. Тестируем работу решения. 2. Если вы думаете о кастомной CRM, нужно определиться, какой она должна быть, чтобы закрыть задачи бизнеса.
На мой взгляд, кастомная CRM приоритетнее для любого бизнеса, который может ее себе позволить. У этого много причин. Главная причина: разработчик системы выбирает точечные инструменты, адаптируя их под бизнес клиента, персонал и процессы. Не подстраивается под типовую структуру систем на рынке. Кастомная разработка актуальна, если аудит готовых CRM на рынке показал, что бизнес-процессы компании нешаблонны.
Обычно клиенты спрашивают, сколько времени занимает разработка кастомной CRM и какого бюджета требует. Расскажу, исходя из опыта Garpix . Мои ответы могут вас удивить.
Разработка кастомной CRM с минимальным набором функциональностей стоит порядка 5 миллионов рублей. Конечная стоимость решения определяется уровнем компании клиента, сложностью интеграций, взаимодействием продукта с разными системами. Она может составлять и 100 миллионов.
Не все клиенты понимают, но стоимость разработки CRM может оказаться ниже, чем покупка готовой и её внедрение.
Это зависит от того, на какое число пользователей нужно купить лицензию в готовом продукте, и будет ли это число расти; сколько средств уйдет на адаптацию и доработку системы. Чтобы выбрать, что экономичнее для бизнеса: заказать новую систему или купить лицензию на готовую, проконсультируйтесь со специалистами. Они помогут правильно оценить перспективы.
Если делиться опытом нашей команды, обычно мы на пресейле выделяем топ-специалистов (разработчиков, аналитиков, проектировщиков) для погружения в проект и составления сметы. Чтобы кастомная CRM оправдывала себя, важно глубоко понять особенности проекта и его подводные камни. В течение 2-3 недель команда проводит проблемные интервью, исследует рынок, фиксирует договоренности, делает оценки. Поскольку у будущей CRM должен быть приятный UX/UI, также на этом этапе начинают работу дизайнеры.
Средний срок разработки CRM-системы — от 8 месяцев. Если нужна сложная система, уйдёт больше времени.
А когда CRM окупится?
Окупаемость решения зависит от того, по какой методологии ведется разработка. По Agile сразу видны первые результаты. Если работа идет по Scrum, окупаемость решения на мой взгляд — от 8 до 12 месяцев.
Если возвращаться к достоинствам кастомных CRM-систем, также я бы отметил надежность защиты конфиденциальных данных. Информация хранится на серверах компании. Бизнес не зависит от поставщика готового решения, изменения его политики и условий сотрудничества. Кастомная разработка позволяет сделать корпоративный интерфейс, стилизовать его под пожелания команды.
CRM-система должна быть гибкой и открытой к изменениям. Внутренние процессы бизнеса меняются, корректируются командой, важно это учитывать.
Приведу примеры из практики нашей компании
Компании «Улько-Турс» понадобилась CRM для туристического бизнеса: работать с контрагентами, создавать туры и сохранять данные о клиентах и их заказах. В туризме всегда есть поток клиентов и задач, и заказчик решил в разы повысить эффективность бизнес-процессов за счет удобной CRM. Он не нашел готового решения и обратился в Garpix.
Мы систематизировали систему бронирования туров, информирования клиентов компании и планирования бизнес-процесов, а также сделали возможным постановку и проверку рабочих задач, чтобы клиентские запросы выполнялись полностью.
Shore Excursions Center СRM упростила обработку входящих запросов в компании заказчика. Она предусматривает сохранение огромной клиентской базы и позволяет детально анализировать опыт продаж. Роли пользователей и доступные им функциональности разделены.
Для спортивно-развлекательного комплекса Moscowflow мы разработали CRM, управляющую всеми процессами с учетом времени, проведенного гостем в клубе. Новый клиент автоматически попадает в «базу новичков», которым назначается инструктор и выдаются именные сертификаты. После покупки времени система автоматически проставляет задачи сотрудникам комплекса. Это решение было разработано после мониторинга рынка и изучения готовых вариантов, ни один из которых не подошел.
CRM-система для спортивно-досугового центра Moscowflow
С чем можно интегрировать CRM-систему: мессенджеры, телефония, формы на сайте, социальные сети, чаты, виджеты обратного звонка, e-mail рассылки и пуши, cкладские сервисы, продукты на базе 1С, интернет-магазины и мобильные приложения, сервисы бронирования, сквозная аналитика, таск-мессенджеры, картографические сервисы. Важно сфокусироваться на самых актуальных для компании сервисах и в первую очередь подключить их. В дальнейшем можно добавить другие интеграции.
1. Выбор CRM и ее кастомизация зависит от того, кто руководит продажами в компании. Манера управления, опыт топ-менеджеров и принятые ими правила решают. При смене руководства CRM может меняться или кастомизироваться: она затачивается под новые процессы. Но, к сожалению, бывает так: запустил CRM в компании один руководитель, а работает в ней — другой. Она может показаться ему неудобной и не подойти по процессам.
2. Выделяйте больше времени на аналитику при разработке CRM. Это позволит создать удобное, полезное и простое в освоении решение. Не спешите быстро внедрить CRM, если она плохо продумана. Еще ни один клиент не получал от этого положительных эмоций.)
Приведем пример из нашей практики:
У клиента была своя CRM, поставлялась с оборудованием. Представители клиента вели в ней информацию по продажам несколько лет. При подключении к базе данных на новой CRM возникли сложности. Порядка 3 миллионов «улетело» из-за того, что одна функция работала неправильно. Цена ошибки в таком вопросе может быть крайне высока. Перезапускать и релизить конкретный продукт приходилось ночью, пока на серверы была минимальная нагрузка.
Если бы изначально была качественно проведена аналитика, и изучена база данных, этого бы не произошло. Можно потерять кучу денег, если организовать переезд с одной CRM на другую неправильно.
3. Тестирование CRM — не менее важный этап разработки. CRM — это цифровой двойник отдела продаж. Если в работе будут сбои и ошибки, это может привести к крупным материальным убыткам (неверные выводы, цифры, репутационные риски).
4. CRM должна отражать актуальные процессы в отделе продаж. Если система не отражает текущие процессы, сотрудники будут в ней плохо работать, саботировать задачи и медленно осваиваться. Либо они будут делать часть работы в CRM, а остальное — в других сервисах, и комплексной работы не получится.
5. Перед запуском разработки кастомной СRM протестируйте готовые решения. Попробуйте использовать триал-версии, соберите опыт коллег по цеху. Позовите агентства на консалтинг, чтобы они посоветовали правильное решение и подсказали, много ли доработок предстоит, сложно ли будет кастомизировать. Garpix делает такие консультации для клиентов.
6. Не путайте понятия CRM и интранет. Не накидывайте функциональности интранета, новостные ленты и другие фичи на этот инструмент продаж. Пострадает скорость работы CRM и удобство работы в ней. Это скажется и на пользовательском опыте сотрудников.
7. Готовая CRM должна быть интуитивно понятной. Менеджеров нужно будет быстро обучать работе в системе, показывать функции. У бизнеса мало времени на это, ему нужны результаты. Если обучение будет проблемным, это отразится на работе с клиентами и прибыли.
8. Важно настроить качественную обработку клиентской базы. Необходимо проработать ее алгоритмы. База должна находиться в постоянном движении, с ней ведется системная работа.
До внедрения CRM команда клиента должна детально замерить все метрики, касающиеся продаж, a затем проверить их после начала работы в системе. Это должна быть глубокая аналитика: NPS среди сотрудников и клиентов, процент отказов и другие показатели.
Если показатели заметно выросли, то цель достигнута, и продукт оправдывает себя. Привлекательность роста показателей оценивается в разных компаниях по-разному: для кого-то колебание в 5% будет ощутимым и ценным, а кому-то и 50% недостаточно.
Эффективность CRM-системы определяется тем как она справляется с задачами отдела продаж: сбор информации и учет клиентов (история обращений, диалоги по телефону, в почте и мессенджерах, история покупок, типология клиентов по заинтересованности и лояльности, управление продажами в компании (воронки продаж, регламенты работы на этапах продаж, сбор заявок из разных источников в одном интерфейсе, рассылки по сценариям и т.д.), управление сделками (сбор информации о клиентах, продуктах, этапах сделок, автоматический перенос сделок по ходу движения по этапам или между воронками продаж), сквозная аналитика (анализ пути клиента до покупки, детализация информации об источниках лидов, рекламных каналах, расходах, эффективности инструментов продвижения, создание отчетов и дашбордов), управление персоналом — списки задач и сроки в календаре, статистика по сотрудникам, работа с KPI, отслеживание загрузки менеджеров, аналитика по звонкам, учет рабочего времени, автоматизация документооборота — шаблоны типовых документов с возможностью автозаполнения и редактирования, генерация и отправка документов из системы, подписи и печати на документах. Разработка и внедрение, как и обновление CRM — важный шаг для бизнеса. Чтобы этот этап прошел без лишних проблем и не принес новую головную боль, нужно заранее понять, какой вариант будет эффективнее (разработка CRM с нуля или доработка готовой системы) и последовательно его реализовать, не пропуская ни один из обязательных шагов. От проработки бизнес-процессов до распределения ролей и функциональностей в системе и выбора удобного интерфейса.
Обязательно изучите показатели метрик до и после внедрения. Тогда CRM принесет пользу бизнесу и приведет в порядок процессы в отделе продаж.
Команда Garpix всегда готова проконсультировать вас, дать рекомендации, какая CRM лучше всего подойдет и окупится для вашего бизнеса, и, конечно, разработать для вас технологичное решение. Задействуйте все возможности CRM для вашего бизнеса!