Гостворкинг: почему сотрудники делают вид, что заняты, и как бизнесу вернуть им настоящий смысл работы
Сегодня по всему миру гремит новая опасность для бизнеса и рабочих коллективов — так называемый гостворкинг. Это явление, при котором сотрудник как бы работает и в любой момент времени выглядит невероятно занятым, но на деле его вклада в работу не видно, а результаты минимальны. Конечно, можно списать подобное явление на лень, но с учётом масштабов проблемы причины стоит искать гораздо глубже. Как правило, гостворкинг является результатом не желания сотрудника сэкономить свои силы, а утратой смысла работы, неумения бизнеса конструктивно направлять рабочий коллектив и растущего разрыва между видимостью и результатом.
В этой статье мы рассмотрим, почему гостворкинг поражает всё больше компаний и как с ним бороться.
Гостворкинг — когда отсутствие продуктивней работы
Термин «гостворкинг» происходит от двух английских слов — ghost и working, что в сочетании можно перевести как «призрачная работа». В целом, это весьма точно показывает суть проблемы, когда сотрудник формально присутствует на рабочем месте, постоянно суетится, совершает звонки и устраивает совещания, но по факту его вклад в успех компании минимален. Как показывает статистика Gallup, эта проблема затрагивает множество компаний по всему миру и наносит урон в 9% мирового ВВП — почти 9 триллионов долларов. Само явление гостворкинга похоже на тихое увольнение, когда сотрудник перестаёт вкладываться в свою работу и выполняет минимальные обязанности, но за тем исключением, что он не планирует увольняться. В результате «занятость» такого сотрудника наносит больше урона, чем если бы он не работал вовсе — гостворкинг тормозит рабочие процессы, отвлекает по-настоящему работающих сотрудников и ведёт к большим убыткам в перспективе.
В отличие от тихого увольнения, вычислить гостворкинг по внешним признакам довольно сложно — для этого нужно анализировать KPI, продуктивность и статистику сотрудников. Дело в том, что многие практикующие гостворкинг работники эффективно имитируют занятость, поэтому заподозрить их в подобном отношении к работе попросту невозможно. Ситуация усложняется в компаниях, которая ставит во главу угла не результат, а процесс работы со множеством дополнительных ритуалов и бюрократии. Ведь гораздо проще имитировать занятость, когда нужно заполнить множество документов и провести обязательные (но на деле бесполезные) совещания — это потратит рабочее время, но не принесёт никакого результата. Однако, как мы упоминали во вступлении, гостворкинг является не столько проблемой индивидуального работника, сколько сочетанием личных и системных факторов, о чём стоит поговорить подробнее.
Почему сотрудники симулируют занятость
Причин повальной «популярности» гостворкинга довольно много, однако их можно систематизировать в четыре основных фактора:
- Потеря смысла работы. Если сотрудник не видит связи между задачей и результатом, он попросту утрачивает мотивацию. Например, необходимость заполнять множество документов, форм и прочих важных бумаг, смысла которых никто не объясняет, часто приводит к снижению вовлечённости. Это же справедливо и для рабочих коллективов, в которых подавляется индивидуальность отдельных сотрудников, а во главу угла ставится непосредственно рабочий коллектив. Таким образом работники не чувствуют своего вклада в успех компании и не видят смысла работать в прежнем темпе.
- Игра в офис. Гостворкинг часто возникает в компаниях, в которых проходят активные сокращения, либо распространяются слухи об увольнениях. Это вынуждает работников выглядеть максимально занятыми и незаменимыми, несмотря на то, что практических результатов такое притворство не приносит.
- Перегрузка рабочей рутиной. Когда работа превращается в поток бессмысленных задач и бесконечных собраний, смысл каких-либо действий начинает ускользать, похороненный под массой обязательных ежедневных рабочих ритуалов. В итоге сотрудники приходят на работу не ради выполнения задач, а ради того, чтобы убить время при помощи поверхностной занятости.
- Выгорание и ментальные проблемы. Выгорание — одно из самых опасных состояний для сотрудников, которое весьма дорого обходится любому бизнесу. Среди его симптомов присутствует и гостворкинг — сотрудник не способен работать и интересоваться какими-либо задачами, но должен присутствовать на рабочем месте из-за страха увольнения.
Вред гостворкинга проявляется на нескольких уровнях, однако его главная опасность в скрытности — он успевает нанести немало урона компании прежде, чем будет обнаружен. Имитация бурной деятельности подрывает рабочую эффективность коллектива и компании в целом, при этом аккуратно маскируясь в отчётах и KPI. Она замедляет введение инноваций, а также деморализует других сотрудников, которые, в отличие от руководства, с куда большей вероятностью могут заметить притворство своего коллеги. Иными словами, гостворкинг, как эпидемия, имеет тенденцию к быстрому распространению по всему рабочему коллективу, при этом оставаясь незаметным.
Как вернуть смысл работы — чек-лист в 4 шагов
Гостворкинг — это не приговор компании, а тревожный сигнал, что сотрудники утратили смысл работы и доверие к руководству. Соответственно, выявлять бездельников и ловить их на живца, чтобы затем оштрафовать или наказать иным образом, не имеет смысла. Это только подчеркнёт неспособность руководства справиться с истинными проблемами компании, сформирует токсичную корпоративную культуру и усилит разрыв между менеджментом и рядовыми сотрудниками.
Чтобы устранить гостворкинг как явление, необходимо провести реструктуризацию отношений между компанией и сотрудниками. Для этого мы составили чек-лист из четырёх шагов, которые помогут разобраться в истинной проблеме имитации бурной деятельности и устранить её на всех уровнях.
Шаг первый — ставьте в приоритет результат, а не процесс
Принцип «главное не победа, а участие» не работает в рамках рабочих будней. Ведь в этом случае ничто не мешает сотрудникам забивать собственное расписание множеством активностей, которые лишь формально относятся к его обязанностям.
Для устранения этой проблемы стоит перестроить модель работы компании. Вместо того, чтобы измерять, сколько времени сотрудник потратил на ту или иную задачу, гораздо эффективнее оценивать его вклад по конечному результату. В этом случае специалисты, которые тратят меньше времени и выдают хорошие результаты, будут цениться выше, чем те, кто имитирует деятельность. Поощряя это, вы сможете перестроить рабочие отношения в коллективе и покажете, что бесцельная трата времени в компании не приветствуется.
Шаг второй — возвращаем доверие сотрудников к руководству
Гостворкинг возникает от дефицита доверия, который, в свою очередь, свидетельствует о большом разрыве между руководством и сотрудниками. Если начальство редко обращается к рядовым работникам, то и смысл вкладываться в работу постепенно исчезает — сотрудники чувствуют себя не личностью, а скорее ресурсом.
Вернуть доверие сотрудников к руководству можно, наладив полноценную обратную связь. Это должны быть не бессмысленные совещания и планёрки, а конструктивные собрания, обращения и разговоры один-на-один. Если сотрудники увидят, что руководство действительно интересуется их положением, а идеи и предложения услышаны, то это вернёт мотивацию, а с ней и сократится гостворкинг.
Шаг третий — избавляемся от бессмысленных ритуалов
Ритуалы — безусловно важная часть корпоративной культуры. Однако они имеют свойство устаревать и утрачивать смысл, при этом сотрудники всё ещё вынуждены регулярно их повторять. Когда таких ритуалов накапливается слишком много, они затмевают своей бессмысленностью работу и приводят к тому, что сотрудники утрачивают с ней связь.
Чтобы снова вернуть сотрудников в реальность, проверьте необходимость ритуалов и всех сопутствующих активностей, таких как совещания, встречи и отчётность. Если какие-то из них не нужны для работы — безжалостно устраняйте их из обязанностей работника либо делегируйте их таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку. Главная задача в этом случае — придать смысл и ценность рабочим обязанностям, которая размывается ненужной рутиной.
Шаг четвёртый — инвестируем в ментальное здоровье
О выгорании на сегодняшний день знают все, поэтому нет смысла подробно описывать его опасность для компании и сотрудников. Достаточно помнить, что он приводит к гостворкингу, а значит организации стоит как следует задуматься над инвестициями в ментальное здоровье своих сотрудников. Психологи, отпуска, консультации — всё это поможет оставаться в курсе проблем коллектива и находить необходимые решения, которые позволят сократить потери и обеспечат продуктивную рабочую атмосферу. Помните, что подобные инвестиции окупаются в перспективе, в то время как оставленный на самотёк гостворкинг нанесёт намного больше финансового урона.
Главные ошибки по борьбе с гостворкингом
Гостворкинг часто воспринимается не как сигнал к изменениям в компании, а как намеренный саботаж со стороны сотрудников. Это приводит к обманчиво эффективным средствам противодействия, которые на деле не только не приносят пользы, но ещё и вредят.
Усиленный микроменеджмент, наказания и штрафы, ввод KPI, измеряющих проведённое за компьютером время — всё это, с одной стороны, призвано усилить контроль над сотрудниками, но, с другой, лишь усиливает их желание дистанцироваться от работы. Поэтому важно найти настоящую причину возникновения гостворкинга и работать над ней вместо того, чтобы запрещать и наказывать.
