Правда или ложь: как бороться с плагиатом
Давайте смотреть правде в глаза — уже у всех всё было. Шикарной возможностью создавать креатив из ничего обладали только ребята эпохи Mad Men. Где грань между оригиналом и копированием? Как заказчику защитить себя от недобросовестного дизайнера, а дизайнеру — работу от кражи, рассказываем на опыте 2480 проектов.
Фриланс
Если вы заказчик и обращаетесь к фрилансеру — никак. Вообще. Все, что вы можете сделать – это запустить поиск по картинкам в Google. Вы, конечно, можете обратиться в патентное бюро, но проверка логотипа требует затрат и занимает около месяца, и дизайнер вряд ли согласится ждать оплаты все это время.
«Шикарной возможностью создавать креатив из ничего обладали только ребята эпохи Mad Men.»
Работа с фрилансером, особенно без договора — это только ваш страх и риск, но попробуйте скрестить пальцы и помолиться на блог Сета Година или Артемия Лебедева, что все у вас будет круто и «уж со мной такого точно не случится».
Агентство
Но у сильных дизайна сего тоже бывают промашки — в 2014 году студию Артемия Лебедева позорно уличили в плагиате, когда разработанный ими фирменный стиль для сети специализированных пространств «Воркплейс» оказался калькой с кафе Moomah из Нью-Йорка. Дизайнера с позором уволили, но где гарантия, что он не обманул кого-то еще?
«Технологии и интернет делают мир прозрачнее и строят фундамент института репутации, где каждый в ответе за то, что сказал и сделал. »
Хорошо, если руководству есть кого «швырнуть под автобус», немедленно уволить и начать зализывать репутационные раны, хотя вряд ли агентство, укравшее ради главной партии страны иллюстрацию у датского художника Нильса-Петтера Эквалля, приносило публичные извинения за организованную для клиента подставу.
Есть и классические приёмы и выразительные средства, которые объединяют дизайнеров в разном месте, как произошло с логотипом Олимпиады 2020 в Токио — работу отозвали, поскольку логотип оказался похожим на символ театра в Льеже. Скорее всего, Кенджиро Сано даже не знал о существовании этого театра, но профессиональное сообщество разогрело вокруг истории громкий скандал.
Защита от плагиата на GoDеsigner
На сервисе как часы работает система жалоб: 3500 уникальных посетителей в день работают лучше, чем «пташки» Паука Вариса, и они находят копии и попытки нечестной игры еще до объявления результатов.
Каждый, кто до степени смешения похож на кого-то-там, будет удален, забанен и забит забыт. Поскольку нет фильтра, эффективнее чем конкуренция, поиск плагиата лежит на участниках. Вот как выглядят жалобы, которые мы получаем ежедневно:
Мы спросили мнения дизайнеров, постоянных участников платформы, которые работают и на заказчика, и по совместительству на нас):
«Бывали случаи, когда мою оригинальную работу называли плагиатом, и наоборот: я писал жалобу на плагиат и получал отказ, работу признавали уникальной.» Роберт С.
«Блокировать для участия в конкурсе, только это учит) меня научило с первого раза:)) когда заказчик меня просил нарисовать персонаж, кот. уже был идеей др. участника)))»Kira Z.
Если говорить о том, как защитить дизайнеру идею от воровства клиентом, то при отсутствии документации доказать что-то трудно. И даже с доказательствами на руках суд не всегда работает (к примеру, скандальный случай с «Рив Гош» и иллюстратором Shutterstock Юлией Григорьевой).
При таких раскладах сервис типа GoDesigner — золотая находка, где идеи оплачиваются всегда, потому что платформа замораживает 100% предоплату. И даже когда пользователи находят лазейку в обход закона, еще не было случая, когда идея на платформе не была оплачена.
«...в моем случае было именно незаконное присвоение Заказчиком неоплаченного варианта. Ведь если бы я случайно, просматривая свою базу, не заметила вариант, отмеченный 5 звёздами в давно закрытом конкурсе, этого так никто бы и не заметил. Тогда заказчик скрытно и беспрепятственно пользовался бы моей собственностью....К сожалению, в случае с интеллектуальной собственностью очень сложно определить и доказать факт присвоения чужого (воровство), но это возможно при помощи бдительности авторов и моментальной реакции администрации сайта (в моем случае GODesigner) на жалобу пользователя...»Фрося Б.
В России система охраны авторских прав слаба, но в эпоху доступной информации иногда уже не требуется обращаться в суд. Технологии и интернет делают мир прозрачнее и строят фундамент института репутации, где каждый в ответе за то, что сказал и сделал. В свете чего краудсорсинг — луч в темном царстве авторского бесправия права и недобросовестности.