Антикризисные советы от бухгалтера, прожжённого российской экономикой
Я работаю с бизнесменами из разных сфер и часто встречаюсь с тем, что картина мира руководителей расходится с реальностью. Они либо не чувствуют изменений, либо не знают, как подстроиться под них. В статье собраны советы, которые я обычно им даю.
Менять работу с командой
Сократить
Даже если в штате нет и 10 сотрудников, зарплата — большая нагрузка для компании. Самый очевидный способ сократить расходы — уволить всех, кто напрямую не приносит компании денег, заменить их аутсорсингом или вообще ликвидировать некоторые штатные позиции.
Но сокращения могут принести больше вреда, чем пользы.
Во-первых, лишние затраты. За какие-то грехи трудовой кодекс отобрал у работодателя почти все права. Закон защищает сотрудника со всех сторон, так что если опечаленный подчиненный откажется подписывать заявление по собственному желанию и пойдёт в суд, то выиграет дело с 99%-вероятностью. Кроме судебных издержек, компании придётся выплачивать компенсации и содержание по безработице, пока он не устроится на новую работу.
Во-вторых, спад продуктивности. Уцелевшим достаётся больше работы, но зарплата при этом не растет. Каждый день проходит в тревоге: «Не уволят ли меня сегодня?».
Стресс подталкивает на поиски другого места, подрывает здоровье. Всё это влияет на работу: качество падает, сроки затягиваются, технологический процесс нарушается.
Как бы не пришлось возвращать штатные позиции и искать новых людей. При этом, скорость и качество работы бывших сотрудников были известны, а новобранцы непредсказуемы. Вдруг они менее эффективны?
Прежде чем увольнять, стоит подумать: смогут ли оставшиеся сотрудники выполнять больше обязанностей, как это повлияет на качество, сохранится ли нужный объём прибыли.
Когда сокращения — единственный выход, маркетинг, бухгалтерию, кадры и системное администрирование можно передать на аутсорсинг. Это экономней.
Если команду не сократить, а расходы снизить нужно — пора подумать о программе мотивации.
Сохранить
Уверенность в завтрашнем дне — залог продуктивной работы, так что кризис — самое время устроить сотрудников по трудовому кодексу. Да, налогов добавится, зато команда взбодрится. Есть небольшой бонус — официальная зарплата и страховые взносы уменьшают процент налога на прибыль, а социальные расходы — больничные, пособия по беременности и пособия на детей — возмещает государство. Не без бумажной волокиты, конечно.
Ещё один способ замотивировать ключевых сотрудников и снизить налог на зарплаты — взять их в долю. Они будут получать дивиденды от дохода, и ставка налога на доход физических лиц составит 13% . До этого придется заплатить 20% налога на прибыль, зато не будет затрат на фонды. Налоговая ничего не заподозрит, если на дивидендах будет ограниченное число сотрудников, а их заработная плата не превысит средней по отрасли.
Принимая в долю сотрудников, основателям придётся потесниться в доле и потратиться на юриста и госпошлины. Чтобы всё было не зря, стоит убедиться, что работники готовы к долгосрочному сотрудничеству на благо компании.
Экономить на налогах и не бояться проверок
Одна компания по ремонту судов и кораблей часто отправляет сотрудников в командировки. Раньше руководители не проводили расходы в официальном учёте и не снимали денег с расчётного счета, чтобы сэкономить на налогах. Но оказалось, что поездки обходились им дороже, чем могли бы. Новый финансист посоветовал оформлять командировочные расходы по всем правилам и в результате, с вывода 90 000 рублей, 10 000 вернулось им на счёт.
Что они изменили? Стали подтверждать расходы счетами и чеками, а гостиницы выбирать из тех, что работают по НДС. Расплачиваясь наличными, они не забывают взять у контрагента счет-фактуру и приложить её к авансовому отчету. А по счет-фактуре в конце квартала приходит вычет по НДС. Пути оптимизации расходов есть для всех, с НДС работает компания или без. В налоговом законодательстве множество подсказок, как оптимизировать налоги в вашем случае, универсального ответа здесь нет. Решение придёт, если, зная налоговый кодекс, посмотреть на свои бизнес-процессы со стороны.
Повышать ли цены
Цены растут, зарплаты — нет, и люди переходят с дорогих продуктов на что-то подешевле. Крупные компании, как бы ни хотели, держать докризисные цены не могут: расходы на зарплаты высокие, поставщики подняли цены, выросли издержки — кризис обычно сопровождается всплесками внутренних краж.
Небольшие компании гибче, им легче сменить курс и отнять у лидеров часть сегмента на рынке. Закупать товары теперь дороже, но расходы можно снизить, не повышая цены. Например, договориться с давними партнёрами на поставку товара в рассрочку.
Бизнес-центры несут убытки, и арендодатели могут пойти на компромисс и согласиться на оплату, пропорциональную вашей прибыли. Если же нет, аренда большой квартиры или дома вместо офиса сэкономит вам ещё 10 000–15 000 рублей.
Взамен клиенты будут довольны, если на фоне общей дороговизны им не придётся платить больше хотя бы за ваш продукт.
Пользоваться поддержкой правительства
Что будет дальше — неясно. Поэтому чиновники зашевелились и принимают новые постановления, с целью поддержать бизнес.
Обновления, которые уже действуют:
- Для предпринимателей на ЕНВД в регионах налоговая ставка снизилась с 15 до 7,5%.
- Потенциальный годовой доход в патентном режиме снизился с 1 млн до 500 000 рублей, изменились правила его установки. Стал шире круг допустимых видов деятельности, теперь он насчитывает 47 пунктов, полный список есть на Консультанте. Изменения коснулись и того, как получить патент.
- Для компаний на УСН в регионах с объектом налогообложения «доходы» налоговая ставка снижается с 6 до 1%.
- Предпринимателям, впервые регистрирующим ИП, стоит присмотреться к федеральному закону о двухлетних налоговых каникулах. Для новых компаний на УСН или патенте налоговая ставка на прибыль теперь 0%. Правда, страховые взносы и другие налоги никуда не делись. Ограничения по сферам деятельности федеральное правительство отдало на откуп субъектам. Пока закон действует только в Москве, Московской, Владимирской, Тверской, Свердловской, Пензенской, Челябинской, Саратовской, Архангельской областях, в Башкортостане, Ненецком автономном округе, в Краснодарском, Пермском и Ставропольском крае.
В планах:
— Снижение ставок по кредитам в два раза.
— «Заморозка» городских ставок арендной платы. Добросовестным арендаторам договор аренды будут продлевать на три года.
— С 2016 на три года могут запретить плановые проверки малых предпринимателей, у которых за предшествующие три года не было нарушений опасных для жизни и здоровья людей.
Полезные ресурсы
Чем ещё помогает правительство и как это использовать для своей компании в подробностях расписано на официальных сайтах:
— в разделе о развитии предпринимательства на портале администрации Санкт-Петербурга — гранты, субсидии, с какими вопросами в какие госорганы обращаться,
— федеральный портал малого и среднего предпринимательства публикует новости об антикризисных программах и порядке их внедрения,
— на сайте Агентства кредитных гарантий можно узнать, как заручиться поддержкой в получении кредита.
В чём поднатореть, чтобы процветать в кризис
Жёсткий бюджетный контроль — стержень антикризисного плана. Чтобы навести порядок в финансах, вам пригодятся знания налогового кодекса, бухучёта.
На сайтах Главбуха и газеты Учёт.Налоги.Право есть вся необходимая информация для предпринимателя. Если некогда разбираться, можно пойти на курсы или проконсультироваться со специалистом.
Обмен опытом, обсуждение общих проблем поможет найти решение быстрее. Так что иногда профильные мероприятия посещать полезно.
Чтобы выигрывать при любых раскладах, бизнесмен должен чувствовать изменения рынка и менять свою компанию. Как? Ищите ресурсы внутри компании и используйте на 100%. Даже если это только ваша светлая голова.
Соавтор: Тяпкина Вера Яковлевна, финансист с 1965 года