5 кошмаров фрилансера-копирайтера
Впрочем, рабочие дни копирайтера зачастую не многим лучше подобных ночных кошмаров. Вот только пять самых распространенных патовых ситуаций, любая из которых хорошо знакома автору со стажем.
Неадекватные Заказчики
К сожалению далеко не всегда можно распознать будущего проблемного заказчика, так сказать, «на берегу». Прозрение наступает после очередного возврата текста на доработку. Обычно отказ принять статью в первом и втором чтении аргументирован припиской, весьма напоминающей анекдотичную фразу: «Не знаю как, но не так». В то же время причина второй доработки может существенно отличаться от содержимого комментария к первой.
Если заказчик не совсем понимает, какой текст он желает получить на выходе, есть только два решения:— Обречь себя на каторжные работы с постоянными возвратами текста на переделку и полировку. Причем требования могут меняться буквально «на ходу». Риторическое: «Да, и я забыл еще добавить, что…», — способно вогнать в депрессию не одного копирайтера. К тому же, заказчик может до последнего тянуть с проверкой, но в любое время дня и ночи требовать скорейшего внесения правок в текст.— Бежать от такого заказчика. И чем скорее и дальше, тем лучше. Ибо за то время, что потрачено на переделки, попытки понять суть претензий и препирательства, вполне можно было бы успеть сотворить и сдать парочку-другую отличных текстов, а то и больше.
Неясное Техническое Задание
Подобную ситуацию весьма точно описывает поговорка: «Неясное ТЗ – результат ХЗ», где последняя аббревиатура представляет собой непереводимую с фрилансо-копирайтерского игру слов. Нет, разумеется, существуют и заказчики, которые четко знают, каким критериям должен, а каким не обязан отвечать будущий текст. Они четко понимают, как следует выстроить структуру статьи, а также могут корректно рассчитать, количество килознаков, необходимых для раскрытия темы. Такие заказчики целятся на все золота и бережно передаются из одних копирайтерских рук в другие. Шучу, на самом деле таких заказчиков не отдают даже лучшим друзьям и под страхом дедлайна. Существует легенда, что подобные суперзаказчики когда-то и сами были авторами.
Жадный заказчик
Такие заказчики обычно торгуются за каждую копейку. Они умеют так хитро составить ТЗ, что копирайтеру приходится писать текст на гораздо большее число знаков, чем оговорено, дабы полностью осветить тему. Если же суть статьи, тем не менее, покажется жадному заказчику не раскрытой, он со спокойной совестью может и вовсе отказать в оплате. Хорошо еще, если у такого заказчика хватит порядочности не воспользоваться забракованным им же самим текстом. Вышеописанные персонажи банально не ценят чужой труд, ибо не умеют интенсивно работать сами. Кроме того, они не прочь воспользоваться любой ситуацией, чтобы получить текст задаром.
Написание ложных отзывов и сомнительных советов на медицинскую тематику.
Самый кошмарный, не так ли?
Давать непроверенные, либо откровенно вредные (совсем не по Остеру) медицинские советы настолько непорядочно и, более того, негуманно, что разъяснять моральную сторону вопроса абсолютно бессмысленно. А встречались ли вам такие заказы, где требуется написать восторженный отзыв о товаре, по поводу качества которого смутные сомнения терзают не только вас, но и самого заказчика. Хотя нет, как раз заказчика ничто не терзает, напротив, такие тексты его очень даже неплохо кормят. К слову сказать, многие копирайтеры, которые берутся за самые трудные и малооплачиваемые тексты, категорически не хотят писать фальшивые отзывы с недостоверными цифрами. Даже если им сулят за это вполне конкретную сумму.
Неинтересные темы
У копирайтера, которому приходится ежедневно кропать несметное количество текстов про модели тракторов, устройство кондиционеров и облицовку стен, довольно быстро наступает выгорание. В этом случае автор продолжает на автомате строчить тысячи знаков ненавистных текстов, не ощущая никакого морального удовлетворения от работы, которая когда-то была для него любимой и считалась творческой. В результате многие авторы сталкиваются с проблемой, именуемой «писательским барьером», и перестают писать вовсе, или, по крайней мере, на длительное время.
Казалось бы, подобные кошмары невозможно победить. Ведь проблема кроется не в конкретном авторе, а в отношениях внутри тандема заказчик-копирайтер. И борьба между этими двумя противоположностями обречена быть вечной. А ведь решение так элементарно. Следует лишь взглянуть на ситуацию под правильным углом и сломать стереотип в собственной голове. Для кого пишется текст? Для заказчика? Вовсе нет!
Статьи адресованы не заказчикам-посредникам, и даже не владельцам сайтов — они предназначены для читателей. Значит, и писать следует именно для них. Стоп! Но кто тогда будет платить за статьи? Читатели и будут. Вот только статьи в этом случае следует писать совсем другие…
А читатели уже платят авторам контента.
Когда мы создавали Grrow.me, многие с недоверием относились к платежам от читателей. Дело в том, что у людей, которые занимаются интернет бизнесом есть 2 стереотипа:
1 миф. Никто не будет платить за контент.
-“Так не принято. Все привыкли, что одни создают, другие потребляют, а третьи (рекламодатели) платят за это. Ломать схему нельзя” - так говорили нам интернет гуру.
И действительно, мало кто задумывается, что любая статья, фото или видео всегда стоит денег. Просто платят не потребители, а рекламодатели.
К чему это ведет? К ухудшению качества контента. Ведь только когда потребитель голосует рублем качество может повышаться. Только тогда автор работает для читателя.
2 миф. За User generate content платить никто не будет.
Это непрофессионально. Вот Ведомости могут себе позволить платную подписку и зарабатывать 5 миллионов рублей в месяц. А авторы, блогеры, маленькие СМИ не смогут. Но это не так.
Если автор создает контент для читателя и постоянно его улучшает, то читатели точно будут благодарны ему за это.
Получайте вознаграждение от читателей