Как найти и убрать лишние процессы в маленькой сети магазинов
Сегодня посмотрим, что делать с лишними процессами, чтобы дать магазинам продышаться и перестать тратить время впустую.
Расскажу о выявлении и устранении лишних процессов на примере нашего клиента — сети розничных магазинов в Калужской области.
Статья будет полезна, если:
‣ у вас несколько розничных магазинов
‣ вы тратите слишком много времени на управление бизнесом
‣ ваша цель — масштабироваться или больше зарабатывать
Лишний процесс — то, что мешает выполнять основную задачу. Помимо очевидной задачи «продавать товар» у магазина могут быть десятки смежных задач, которые появляются в разные моменты времени.
Например, задача нашего клиента до конца 2023 года — научить директоров и территориальных менеджеров отвечать за материальные ценности.
Как конкретно проявляется проблема: сотрудники не знают остатки товара в магазине. Продукция может легко «потеряться», ну а в лучшем случае будет непонятно, когда делать новый заказ и в каком объеме.
Что может помешать выполнить эту задачу: например, нежелание сотрудников обучаться, непонимание цели и ценности с их стороны, объективная нехватка времени, саботаж.
Это был пример индивидуального лишнего процесса — необязательно в вашем магазине когда-нибудь будет происходить нечто подобное. Поэтому давайте поговорим об универсальных процессах, которые чаще всего встречаются в моей практике.
Чтобы найти лишние процессы, нужно провести аудит
Для начала нужно узнать, чем конкретно занимаются ваши сотрудники — от кассира до регионального управляющего. Это можно выяснить с помощью наблюдения или отчетности.
В их ежедневной рутине обязательно найдутся лишние, малозначимые дела. Ваша задача — узнать у сотрудника, зачем он тратит на них время и какой результат желает получить.
Когда наш клиент поинтересовался рабочим графиком директоров в розничных точках — узнал, что они целый день проводят в кабинете и вообще не выходят в торговый зал. Зал был предоставлен линейному персоналу, а директора занимались заявками, приходами, документами.
Примеры лишних процессов
Руководитель постоянно контролирует сотрудников. Собственник магазинов не может лично следить за всем, что происходит за прилавком — за это отвечает руководитель, который должен быть у каждой розничной точки. Задача собственника — обучать руководителей магазинов, а не заниматься всеми процессами лично.
Наш клиент ежедневно созванивается с директорами и задает им вопросы, например:
- Что мешает лучше проверять качество товаров?
- Что вы делаете, чтобы сократить процент обмена товара?
- Как лучше следить за остатками и заранее заказывать товар?
Директорам всегда приходится держать руку на пульсе, поскольку они не знают, что собственник спросит в следующий раз. Волей неволей им приходится погружаться во все процессы, за которые они отвечают.
Собственник гонится за ассортиментом. В последнее время все чаще слышу рассуждения уровня «В федеральной сети 10 наименований этого товара, значит, у нас должно быть 20». После таких заявлений собственник дает региональным менеджерам задачу обеспечить прирост наименований чтобы догнать и перегнать.
В реальности это вызывает сразу две проблемы: внимание менеджеров переходит с актуальных задач на выполнение требований, а товар появляется на полках не для удовлетворения спроса, а для удовлетворения собственника.
Чтобы не впадать в эту крайность, нужно хорошо знать своего покупателя: за какими товарами он приходит в магазин, почему приходит именно к вам, по какой цене ожидает сделать покупку и что ему можно допродать.
Если магазин находится в небольшом населенном пункте, покупателей можно знать лично — и предлагать им ровно то, за чем они приходят. Тогда они будут ходить к вам, даже если ваш ассортимент не обгоняет ближайшую «Пятерочку» в два раза.
Директор магазина занимается заказом товаров. Собственник нанимает директора магазина, чтобы тот повышал продажи. Но если директор фокусируется на заказе товаров, в его календаре появляется слишком много смежных задач:
- заказать не слишком мало и не слишком много;
- учесть остатки в кассе;
- разобраться со списаниями и возвратом;
- заказать достаточно в сезонный период, чтобы выжать максимум из повышенного спроса.
В результате у директора не хватает времени на урегулирование вопросов, которые прямо влияют на выручку. Например, аудит работы продавцов, рекламные коммуникации или проведение акций. Заказ товаров лучше автоматизировать или хотя бы поручить продавцу — он точно знает, что продается, а что нет.