Как научиться грамотно позиционировать продукт?
Можно быть отличным стратегом и четко справляться с планированием продукта и прогнозированием результатов. На начальном этапе ваш продукт может быть весьма многообещающим и казаться будущим бестселлером. Тем не менее, без разумного позиционирования любой продукт может быстро потерять свой вес, скорость развития и ценность, даже если условия рыночной среды будут в вашу пользу.
Позиционирование продукта - это не просто набор слов, который пишут в своих отчетах менеджеры продуктов. Это один из важных этапов стратегии и залог долгого и счастливого существования вашего продукта.
В чем состоит позиционирование продукта?
Позиционирование продукта - это концепция, которая представляет преимущества продукта для конкретной целевой аудитории. Это ответственность маркетологов, менеджеров продуктов и PR-специалистов. Их тесное сотрудничество с исследователями рынка и фокус-группами позволяет определить, на какой сегмент потребителей/ пользователей ориентировать основные фичи.
Детальные исследования рынка и конкурентной среды помогают определить маркетинговую стратегию и создавать эффективные посылы о продукте, которые будут стимулировать приток клиентов и продажи. Эффективное позиционирование продукта будет отличать ваш продукт или услугу от конкурентов. Сегодня продуманное позиционирование является важной частью любого маркетингового плана.
Молодые и талантливые менеджеры по продуктам, которые стремятся как можно быстрее научиться справляться с рутинными задачами и продвинуться по карьерной лестнице, должны непременно развивать свои навыки в области позиционировании продукта.
Основной целью позиционирования является создание крепкой позитивной коммуникации с вашими клиентами. Это похоже на невидимый мост, который должен быть сильным, стабильным и с уверенным двусторонним движением.
С чего начинать позиционирование?
Прежде, чем разрабатывать стратегию позиционирования, стоит определить свой главный рынок и узнать, что наиболее важно для клиентов. В этом помогает детальный таргетинг и сегментация аудитории.
Сегментация - это “разбор” групп потребителей. Здесь вы оцениваете поведенческие черты и предпочтения по продукту.
Ваши потенциальные потребители могут быть сегментированы в соответствии с различными критериями: по географическому, демографическому, психографическому принципам и т. д.
После того, как вы определили основные сегменты, вам необходимо провести таргетинг - оценку коммерческой привлекательности и потенциала каждого сегмента.
К этому моменту уже должны быть сформированы стратегия и цели продукта. Очень важно работать с приоритизацией функций и знать, что делать в ближайшие недели, месяц и квартал.
Предположим, что ваш продукт - это трекер спортивных нагрузок. Приложение предназначено для спортсменов, любителей фитнеса и людей, которые заботятся о своем здоровье.
Из исследований вы узнаете, что ваши потенциальные пользователи с большей вероятностью будут задействовать все функции приложения, если они работают в офисах и ведут неактивный или малоподвижный образ жизни. Это может стать самой основной информацией для позиционирования приложения.
Теперь вы можете “копать” в сторону дополнительной информации, создавать ключевые сообщения и оптимизировать основную стратегию.
Позиционирование продукта для стартапов и малого бизнеса
Не секрет, что у крупных компаний хватает бюджета и ресурсов для обширных исследований рынка и широких возможностей позиционирования. Стартапы и малый бизнес не всегда могут себе это позволить. Часто решением становится задействование собственных сил и привлечение команды, вместо дюжины исследований.
Стратегия позиционирования продукта может основываться на фактических результатах продаж. Иногда это даже более эффективно, чем фокус-группы или дорогостоящие исследования.
Какие факторы влияют на восприятие продукта?
Основное влияние - это те ощущения, которые испытывают клиенты, когда используют продукт. Такое прямое взаимодействие с вашей компанией - лучший детектор. Однако многие другие факторы могут повлиять на способность позиционировать продукт так, как вы хотите. Вот некоторые вопросы, на которые стоит обратить внимание:
- Что говорят о вашем продукте влиятельные лица и лидеры мнений?
- В чем ваши клиенты нуждаются прямо сейчас?
- Как действуют конкуренты и какова их концепция позиционирования?
- Каковы ваши каналы коммуникации для транслирования выгод продукта?
Важным моментом в позиционировании является участие команды. Очень сложно работать с продвижением и созданием положительной репутации продукта, если командное сотрудничество находится на низком уровне.
Важность дифференциации продукта
Один из важных аспектов в позиционировании - дифференциация продукта. Сегодня потребителей цепляет то, что отличает продукт от десятка похожих.
Дифференциация продукта - это набор характеристик, которые определяют именно ваш продукт и делают его уникальным для ваших клиентов. Эта концепция тесно связана с понятием уникального торгового предложения - УТП.
Не нужно слишком глубоко погружаться в концепцию, чтобы понять ее смысл. Мы сталкиваемся с примерами дифференциации продуктов и уникальными торговыми предложениями каждый день. Самый банальный пример, который часто приводят - конфеты M&M’s с их «Молочный шоколад, который тает во рту, а не в руках»
Почему важно дифференцировать продукт?
Каждый менеджер продукта хочет найти способ выделиться и достичь тем самым успеха. Во всем мире найдется множество конкурентов. Когда клиенты/ пользователи сталкиваются со слишком большим количеством вариантов, они начинают ощущать перегрузку и часто отсеиваются, так и не приняв решения.
Идея дифференциации заключается в том, чтобы убедить аудиторию, что вы предлагаете что-то уникальное и продемонстрировать, как ваш продукт хорош в сравнении.
Джек Траут и Стив Ривкин, авторы знаменитой книги «Дифференцируйся или умри» (Differentiate or Die), выделили следующие шаги для достижения успешной дифференциации продукта:
- Определите контекст. Узнайте четкие потребности вашего клиента и достигайте их.
- Разработайте основную идею дифференциации. Она может быть связана с ценой, качеством, специальными льготами и так далее. Убедитесь, что ваша уникальная идея соответствует цели клиента.
- Будьте правдивы. Дифференцируя, вам нужно быть выполнять свои обещания.
- Расскажите реальную историю. Создайте интересное сообщение для ЦА.
Простые, но эффективные способы достижения дифференциации
Конкретные шаги на пути к дифференциации продукта в стратегии его позиционирования зависят от специфики продукта. Однако есть общие моменты, на которые стоит обратить внимание:
Дизайн и функциональность
Каждый менеджер продукта тесно сотрудничает с разработчиками и дизайнерами и желает в результате увидеть набор уникальных фич и отличный дизайн продукта.
Что отличает платформу Hygger? В сравнении с другими крупными игроками, платформа имеет ряд преимуществ. Вот несколько примеров:
- Trello не предоставляет горизонтальные столбцы. В Hygger разработчики могут использовать Swimlanes, которые можно визуализировать как Blockers (самые актуальные вопросы), текущие задачи и баги, а также Someday Swimlane (задачи, которые, скорее всего, никогда не будут реализованы).
- В Jira вы не найдете способов оценить идеи и инициативы, в то время, как Hygger позволяет управлять бэклогом задач. Поддержка бэклога поможет упорядочить очередь задач и идей и спланировать итерации. Для этого в платформе представлен инструмент Backlog priority Chart.
Бонусы и преимущества
Возможные бонусы и преимущества покажут клиентам, на какую ценность они могут рассчитывать, используя ваш продукта или сервис по сравнению с другими предложениями. Здесь важно ориентироваться на основные проблемы и потребности клиентов.
Качество
Сделать акцент на качестве - всегда верный шаг. Каждому менеджеру хочется быть уверенным в том, что его продукт функционирует лучше, чем предложения конкурентов.
Ставка на качество приносит результат: сильные конкурентные преимущества действительно становятся основанием для выбора потребителя.
Цена
Цена является одним из главных интересов у клиентов, когда они впервые встречают ваш продукт. Они сравнивают, проверяют предложение на соответветствие качеству, вспоминают конкурентов.
Поддержка
В ваших силах предложить клиенту самую лучшую поддержку (customer support) и заработать позитивную репутацию на том, что соответствующая служба всегда чувствительна и внимательна к потребностям клиентов. Это поможет действительно отличать ваш продукт, потому что клиенты всегда нуждаются в заботе.
Дифференциация продукта - это лишь один аспект в общем позиционировании. Наверняка вы сможете привести много примеров, когда успешное позиционирование основывалось на другом.
Подводя итоги, выделим основные преимущества грамотного позиционирования продукта:
- Создает и повышает ценность продукта.
- Позволяет конкурировать по разным показателям, не только ценовому.
- Повышает лояльность к бренду/ компании в целом.
- Помогает создать безальтернативный (уникальный) образ продукта.
- Удерживает существующих клиентов и привлекает новых.
Как вы позиционируете свой продукт/ сервис? Стоит ли качественное позиционирование потраченного времени и усилий?