Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 485 13 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как основателю настроить работу бэк-офиса в первые годы проекта и не перегореть

Если вы планируете свой стартап в B2B-SMB, сейчас вы немного узнаете про его невидимую сторону — оформление взаимоотношений с государством, сотрудниками, партнёрами, клиентами в компании в её первые годы. Надеемся, наш скромный опыт подскажет вам как правильно спланировать свой путь.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Не ошибёмся, если скажем, что наличие реквизитов, положительная история и возможность работать по безналу — важные артефакты в среде B2B-SMB. Сегодня наш сервис работает с 800 интернет-магазинами, а также сотрудничает с Яндекс.Кассой и InSales. Наши взаимоотношения невозможно было бы построить без выше перечисленных атрибутов.

b_59f2baf14224c.jpg

Государственная регистрация

Всё начинается с неё. Помню в 2014 году сломал глаза и голову, разбираясь в выборе между ИП и ООО. В сети на эту тему много сравнительной информации, обязательно выделите 1-2 дня на прочтение и осознание различий. Мне запомнилось вот что.

Индивидуальный предприниматель (ИП):

  • Пишут, что индивидуальный предприниматель отвечает личным имуществом. Т.е. если по суду вы кому-то задолжаете большую сумму, придется продавать своё имущество, чтобы вернуть долги.
  • Знаю, что у ИП удобно распоряжаться деньгами. Хотите пополняйте, хотите снимайте, хотите покупайте — это ваши личные средства. С юр.лицом такое не прокатит, потребуется договор займа.
  • История моей знакомой. Утверждала, что после закрытия ИП через несколько лет налоговая ей присылала какие-то недоимки и пришлось платить.
  • Страшилка. Клиенты могут предъявить претензии в судебном порядке даже после того, как вы закрыли/прекратили деятельность как ИП.

Коллеги, у кого ИП, пожалуйста, поделитесь в комментариях личной болью или преимуществами владения ИП. У нас ООО, поэтому далее информация в более развернутом виде.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО):

  • Феномен ООО. С момента регистрации вы должны разделять себя и ООО. Как-будто, вы родили его и на свет появилось чудо. После своего рождения это чудо уже самостоятельная единица с балансом на борту и своими принципами! Во-первых, у ООО обязан быть генеральный директор. Неважно, что генеральный директор и учредитель будет одно лицо - вы! Вы учредили ООО, а ООО берет вас как генерального директора управлять собой. А раз так, то ООО должно платить вам деньги и налоги за вас. Вот через такую ловкую схему начинают утекать первые деньги с расчетного счёта ООО. Во-вторых, может случиться как у нас - продаж не будет в первый год. Средства с расчётного счёта израсходуются на налоги и оплату ПО, а значит потребуется внести их туда. В первый раз это создаёт некоторую сложность. На самом деле, всё просто. Чтобы пополнить счёт, потребуется соблюсти формальную процедуру. К примеру, оформить договор беспроцентного займа (наш вариант) или внести как материальную помощь. Разница между этими способами в том, что по договору займа потом можно вернуть деньги "как есть". И наконец, пошли продажи и на счету компании образовалась достаточная сумма денег. Вы хотите снять эти деньги, но снова препятствие. Серые схемы мы не используем, а из белых остаются: договор займа или дивиденды. Оба варианта создают некоторые сложности. Чтобы снять дивиденды, необходимо подготовить промежуточную бух.отчетность, которую в нашем случае невозможно сделать в середине года. С договором займа всё очень запутанно. Если кратко, то по нему без процентов не получиться снять деньги. Поскольку, у вас или ООО по закону будет выгода, на которую придется оформить бумаги и сдать в налоговую. Мы у себя в таких случаях используем процентный договор займа по ставке 2/3 ставки рефинансирования. Уверен, что Кафка нашел бы для себя в этих ловких схемах вдохновение.
  • Предполагается, что если ООО кому-то по суду задолжает деньги, которых нет на балансе компании, учредители не несут никакой отвественности. Все выплаты долгов пойдут из имущества ООО и его уставного капитала. В действительности, в компаниях вроде нашей, учредитель, генеральный директор и главный бухгалтер - это одно лицо. По закону ответственность за действия ООО несут главный бухгалтер и генеральный директор. Круг замыкается.
  • Привлечение инвестиций. Знаю, что ФРИИ при приёме в акселератор требует оформлять ООО. Да и в принципе, при работе с инвесторами такая форма видится более подходящей. Есть уставный капитал и сопоставимые ему доли. Существуют акционерные общества (ОАО, ЗАО), но эти скорее подходят, когда уже есть опыт успешного ведения бизнеса.

В 2014 году весь процесс регистрации у меня занял менее 1 календарного месяца и суммарно 30 000 рублей. Самые сложное: принять волевое решение и найти помещение. Налоговые очень не любят места массовых регистраций. Далее надо просто оформить документы, есть специальные сервисы, я использовал Документовед.

Технически необходимо проделать такие шаги:

  1. Оформить пакет документов.
  2. Найти ближайший МФЦ для подачи документов. Там же можно сделать печать. Оплатить.
  3. Примерно через 2 недели стать счастливым обладателем ООО.
  4. Открыть расчётный счёт в банке.
  5. Отвезти первые справки в налоговую и фонды, начать готовиться к сдаче своей первой отчётности

Поздравляю! С этого момента ваша жизнь преобразится. В вашем распоряжении будет целый парк аттракционов: ведение первичной документации, сдача отчётов, подготовка всевозможных документов, согласования с контрагентами и инспекциями.

Сдача ежемесячной и годовой отчетности

Если вы панк и желаете ещё больших острых ощущений, можете пропустить этот пункт про автоматизацию выше перечисленных задач. Я же, в силу возраста и семейного положения, предпочел отдать это все в один из сервисов. Мы пользуемся Эльба.Контур.

Вот уже 3 года я самостоятельно сдаю ежемесячные отчеты в налоговую, в ФСС, ПФР, квартальные отчеты, выставляю счета клиентам, делаю взаимные расчёты с партнёрами и сдаю годовой бух. отчёт. Примерно получается такое распределение времени: ежемесячные отчеты по сотрудникам отнимают у меня пару часов времени, взаиморасчеты с партнёрами 2-5 календарных дней (размазаны по месяцу), а большой ежегодный отчет раз в год отнимает несколько недель чистого времени. Сервис объединен с банком, ездить никуда не приходиться, письма от налоговой получаю прямо в сервис, всё удаленно. Главное, что дебет с кредитом сходится уже третий год. И мне показалось, что наличие такого электронного сервиса благоприятно влияет на взаимоотношения с инстанциями.

Из недостатков сервиса можно отметить, что нельзя снять дивиденды в течении года и пользователи MacOS не смогут подготовить документы так, чтобы на них печать отображалась. Последний пункт для меня очень важен. В остальном я очень доволен основным назначением сервиса.

Итого, в год на электронную бухгалтерию и расчетный счёт в банке тратится суммарно 25000 рублей.

Решение правовых вопросов

Если надо создать какой-то нетиповой документ: оферту, сложный договор, уточнить какой-то вопросы, мы используем Правовед Нам там помогли решить задачи по созданию оферты и некоторых договоров, очень много разъяснений. У них на сайте собрана солидная база для решения типовых ситуаций, но главное можно оплатить консультацию и работу специалиста по не типовым случаям.

У Документовед и Эльба.Контур также имеются свои наборы специализированных документов: типовые приказы и договоры, поэтому сложностей на старте не возникнет.

b_59f2bbf011fea.jpg

Итог

Вывод #1. Как вы уже заметили, платить придётся за всё. Не ждите в бизнесе халявы, а если встречаете — не относитесь легкомысленно. Всё просто. Если вам оказывают услугу или работу, то вы платите. И наоборот. Это принципиально отличает мышление бизнесмена от рядового потребителя. Будьте готовы, что вам придётся платить за программы, услуги, оплачивать налоги и зарплату.

Вывод #2. Раз у вас затраты, значит сделайте правильное ценообразование. Вы оказываете ценность другим и не должны работать себе в убыток. Научитесь закладывать расходы в ценообразование.

Вывод #3. Работа с налоговыми органами и другими государственными инстанциями сегодня достаточно комфортна для малого бизнеса.

Вывод #4. Если есть цель, желание, собранность, вера в свои силы и настойчивость — всё получится. Как известно, бизнес — это марафон, а трудности развивают.

Совет. В повседневной работе помогает юмор, терпение и доброжелательность. Не реагируйте на хамство. У ваших клиентов тоже бывают сложные периоды в жизни. Серьезно, никогда не портьте себе и окружающим настроение. 100% работает правило из "Крошки Енота".

Спасибо, если дочитали статью! Было бы приятно узнать про опыт других молодых предпринимателей. Советы от состоявшихся и комментарии от всех остальных!

Всем великих успехов и хорошего настроения!

b_59f2c53139d41.jpg

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Cobalt
Система управления аутсорсингом
Егор Камышов
На каком этапе стоит заводить процесс организации этого механизма? В какой момент у вас это появилось, на какой стадии развития проекта?
Ответить
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
В каждом случае по разному. Уверен, что B2C можно довольно долго оттягивать этот момент. Но вот, чтобы подключить приём платежей через агрегатора - потребуются и реквизиты и расчётный счёт и работать по агентскому договору со всеми вытекающими из него налогами. Но пару ручных продаж для малого бизнеса можно сделать и без Юр.лица, на харизме и рекомендациях. Вообще, бизнес - это не проект. На мой взгляд это напоминает какой-то стиль жизни. Рано или поздно все равно наберется какой-то капитал из клиентов, ресурсов и связей. У меня первый проект совсем не пошёл, а вот с интернет-магазинами как-то более удачно сложилось. И если намерения серьёзные - делайте как можно раньше. Чтобы было время на переосмысление образа жизни.
Ответить
Cobalt
Система управления аутсорсингом
Егор Камышов
звучит разумно) но мне с точки зрения стратегии интересно - если это b2b saas решение - насколько объективно разворачивать ООО, и столько глобальную , прошу прощения за грубость, возню с документацией по ней, если монетизация бизнеса, и вообще бизнес строится условно на приеме платежей от пользователей)
Ответить
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
Если стоит вопрос, почему не ИП. Тут все просто, 3 года назад я подумал , что ООО более подходит мне. У меня не было того опыта, что сейчас. А если вопрос о том, чтобы работать как физлицо - думаю, что нормальный SaaS сервис сложно построить. По тем причинам, что кому-то из клиентов удобно по безналу производить оплату, конечно сама коммерческая деятельность обязывает платить налоги, с партнерами более доверительные отношения. Мы к примеру принимаем платежи через агрегатора. Все автоматизировано, легко, я только получаю уведомления о поступлениях и в выставляю счета по безналу. Не представляю как я проводил такое кол-во платежей в ручном режиме, не имея связки: агрегатор, расчётный счёт и система для бухгалтерии.
Ответить
Cobalt
Система управления аутсорсингом
Егор Камышов
емко. спасибо!) хорошего развития вам)
Ответить
DEVOPS OUR CING
H.H. and In P. Запуск в работу IT-проектов
Игорь 73985
год вообще никаких продаж не было? Может просто продукта не было?
Ответить
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
Да вроде был продукт lukum.org , было пару штучных ручных продаж до регистрации компании. Скорее была проблема "курицы и яйца" и рынок не готов оказался. Нужно, чтобы одновременно сервисом пользовалось и много заведений и много пользователей приложения. Личными усилиями не поднять такой проект. С командой и инвестициями больше шансов было бы.
Ответить
DEVOPS OUR CING
H.H. and In P. Запуск в работу IT-проектов
Игорь 73985
Зашёл на Лукум... столько вкусняшек, а фильтрации по адресному ориентиру (например метро) - нет :( Явная недоделка. Причем такая, которая особых то инвестиций и не требует ?
Ответить
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
Согласен, хотя местоположение определяется автоматически и показываются ближайшие заведения, но не забывайте, что проект не поддерживается пару лет.

Ну, а сделали бы мы метро и ещё с десяток каких-то продуктовых вещей, думаете это помогло? Кстати, попробуйте догадаться, в чем корень зла? :)
Ответить
Демидова Алина
К вопросу о выборе между ИП и ООО, здесь есть блог компании Регберри, вполне внятно все объясняют https://spark.ru/startup/bizstart-regberry/blog/31112/7-voprosov-na-kotorie-nado-otvetit-vibiraya-mezhdu-ip-i-ooo
Ответить
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
Да, буквально ночью читал их материалы. Крутые и емкие статьи
Ответить
Ренат Зайдуллин
Заголовок «Как настроить работу в первые годы» а по факту: разница между ООО и ИП и «сдавайте отчеты» - в чем практический смысл статьи?
Ответить
iBurattino
Синхронизация товаров между интернет-магазином и «Товарами ВКонтакте»
Александр Аббасов
Вы случайно не с VC к нам зашли? :) Ренат, для каждого свой практический смысл, если Вы его не нашли - сожалею. Тем, кто собирается (а в заголовке именно акцент на это), думаю много практичности. И пожалуйста, давайте не будем разводить полемику ;)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.