Книжное дело: цифра против бумаги
• Чтение
Наверное, каждый хоть раз слышал фразу «Не могу читать с монитора». Чтение печатного текста на бумаге действительно приятнее для глаз большинства людей и, как принято считать, несёт меньше вреда для зрения, нежели чтение с электронного носителя.
Однако прогресс не стоит на месте. Выходят планшеты и телефоны со всё большим разрешением экранов, мягким свечением и ночным режимом. Не будем забывать и про электронную бумагу, которая не производит излучения, а формирует изображение в отражённом свете. Эволюция тоже не стоит на месте: чем чаще мы используем электронные дисплеи, тем лучше к ним адаптируется наш генофонд. Иными словами: каждое новое поколение всё больше приспособлено к чтению с монитора.
• Хранение
Обширная домашняя библиотека — это очень здорово, особенно когда у вас есть большой дом, где она может храниться. Однако наличие библиотеки — это, скорее, вопрос статуса, к которому мы подойдём позже. Что же касается практической части хранения, здесь, наверное, не стоит объяснять, что электронные книги выигрывают у бумажных по всем показателям: на одной флешке умещается больше текста, чем вы способны прочитать за всю свою жизнь.
• Издание
Публикация бумажной книги требует больших трудовых и материальных затрат, не говоря уже о том, что основным материалом для её производства являются всеми любимые деревья.
Чтобы издать электронную книгу, достаточно разового совместного труда редактора, верстальщика и иллюстратора. Когда файл готов, его тираж автоматически приравнивается к бесконечности, при том, что ни одно дерево не пострадало.
Безусловно, такая лёгкость производства способна вызвать прилив низкопробной литературы. Но обратим внимание, что таковой на книжных прилавках и сегодня гораздо больше, чем хотелось бы видеть. Издательства должны выступать гарантами качества, а если они этого не делает, то дороговизна и сложность производства никак не мешают утопить хорошую литературу в океане безвкусицы.
• Распространение
Издательства распространяют бумажные книги с помощью собственных или внешних отделов логистики. Информация на бумажном носителе перевозится точно так же, как, например, овощи, стройматериалы или техника: фурами и ж/д-вагонами, с теми же затратами времени и труда.
В то же время интернет позволяет нам практически бесплатно и моментально обмениваться информацией, где бы мы не находились. Электронная книга, присутствующая в качестве товара на веб-сайте, легко скачивается во всех уголках мира, даже там, где не ступала нога Буквоеда.
• Статус
«Что написано пером, того не вырубишь топором» — эта поговорка является определяющей в противостоянии электронных и бумажных книг. У нас подсознательно больше доверия к бумаге, поскольку информацию на ней не так просто фальсифицировать. Ещё мы любим эстетику классического чтения, любим фактуру, шорох и аромат страниц, любим воспоминания связанные с книгой именно как с предметом — покупкой или подарком. Держа в руках бумажную книгу, мы знаем, что овчинка стоит (или, вернее сказать, должна стоить) выделки. В этом, пожалуй, заключается главное преимущество бумажных книг над электронными.
Вместе с тем понятно, что ценность книги, особенно в информационную эру, определяется в первую очередь её текстом. Произведение — это и есть текст. Не обложка, не шрифт, не бумага, не картинки, а текст. И в отношении его публикации и распространения электронные технологии имеют существенное преимущество над печатными.
Решение дилеммы подсказывает музыкальная индустрия. Сегодня абсолютное большинство музыкальных альбомов издаются в цифровом формате, однако винил по-прежнему остаётся показателем статуса произведения, инструментом увековечивания музыки в материальном мире. Та же участь ожидает и книги.
Современная литература уже большой частью находится в киберпространстве. Молодым авторам гораздо проще найти своего читателя в сети, чем пробиться в большое издательство. В интернете автор и читатель соединены практически напрямую и притом в открытую: благодаря соцсетям, можно видеть, кто кого читает, и в каком количестве. Выходит, что здесь сторонний наблюдатель не может быть обманут, в отличие от случая, когда бездарность издают многотысячными тиражами лишь потому, что «пипл хавает». Прогибаясь под рынок, большие издательства хоронят литературу (и в перспективе себя), а формируя качественный рынок — дают ей жизнь (и добавляют себе полезной работы).
Если вы дальновидны, то понимаете, что уже в ближайшие десять лет вся массовая литература неизбежно перейдёт в цифровой формат. Вместе с тем, бумажные книги через эти же десять лет никуда не денутся, хотя их и поубавится. Бумага станет для писателей «винилом» — показателем ценности и статуса произведения.
Именно установив верный баланс между электронным и бумажным книгоизданием, мы получим эффективную, честную и экологичную литературную индустрию.