Ценообразование в электронной коммерции как главный фактор роста
Статьи про ценообразование увидишь не часто, а между тем оно становится ключевой составляющей успешных продаж в интернете. Теорию подтверждают исследования и практика работы нашей компании с рядом крупных онлайн ритейлеров. Подавляющее число крупных компаний, продающих через интернет, наблюдают за ценами конкурентов и применяют различные ценовые стратегии на основе данных. Цена — один из самых важных критериев продаж в условиях роста экономики, а игнорировать то каким образом компания работает с ценами в условиях снижения платежеспособности становится невозможно.
Согласно ставшему традиционным, отчету о состоянии онлайн-торговли Яндекс.Маркета и GfK Rus, выпускаемому ежегодно с 2013 года, главная причина, почему покупают в интернет-магазинах — это возможность «сравнивать цены, искать выгодные предложения».
Сейчас невозможно предлагать цены хуже, чем у конкурента, надеясь, что покупатель этого не заметит. Покупатель может в считанные минуты найти товар на разных площадках и сравнить цены на него, причем, чем больше секторов «захватывают» онлайн продажи, тем более частым становится такое поведение покупателей. Например, растущий рынок доставки продуктов питания привел к тому, что люди стали сравнивать стоимость типовых для себя наборов продуктов и заказывают там, где выгоднее. Такие формирующиеся привычки покупателей диктуют продавцам подходы к продажам, чтобы быть конкурентоспособными необходимо предлагать привлекательные цены или выигрывать за счет другого, не всегда доступного конкурентного преимущества — бесплатной или экспресс доставки, расширенного сервиса. В этом свете цена становится важным фактором и со стороны продавца, отодвигая другие преимущества на второй план. Рынок изменяется, формируется ряд тенденций, усиливающих значение цены, а значит и работы с ценообразованием как инструментом, увеличивающим выручку компаний. Об этом и поговорим. Эта тенденция делает быстрый поиск товаров и их сравнение доступнее. Упомянутое выше исследование говорит, что большинство людей совершает покупки в интернете через смартфон. Наличие скоростного интернета, оптимизированных для экранов смартфонов приложений и мобильных версий сайтов усиливает эту тенденцию. Если у вас есть сайт, проведите эксперимент — откройте учетную запись «Метрики» или «Google Analytics» и сравните процент людей, просматривающих сайт со смартфона и компьютера, увидите картину похожую на данные из отчета «Яндекс и GfK Rus»: Продажи смартфонов продолжают расти, а качество мобильного интернета улучшается, без сомнения, покупки через телефон продолжат расти и дальше. Эта тенденция делает поиск и сравнение товаров очень простыми. Многие крупные игроки электронной коммерции и фудтеха, (такие как, Ozon, Wildberries, Самокат, Яндекс Лавка) конкурируют, предлагая сверхбыструю доставку. Логика такая — если наши конкуренты продают ту же продукцию за ту же цену, мы их опередим более быстрой и дешевой доставкой. Раньше популярность бесплатной доставки давала преимущество, сейчас покупатели ожидают эту услугу по умолчанию. В рамках конкурентной борьбы продавцам пришлось адаптироваться к условиям рынка и смещать фокус внимания с бесплатной доставки, на ее скорость. Когда покупатели привыкли и к быстрой, часто бесплатной доставке, компании стали предлагать экспресс доставку в течении часа-двух или даже нескольких минут. Совпадение или нет, компании, лидирующие в своих секторах бизнеса предлагают такую услугу. Благодаря поисковикам, агрегаторам цен и маркетплейсам, чтобы сравнить цены на товары и понять, где купить дешевле, пользователю достаточно посетить 2 — 3 площадки, потратив на решение о покупке 5 минут. Покупатель может быстро узнать цены сразу в нескольких магазинах поблизости, и на маркетплейсах торгующих в нескольких городах и даже странах. Географическое положение покупателя перестает иметь большое значение, с развитием инфраструктуры самовывоза товаров у крупных игроков рынка и специализированных логистических услуг, товары доставляются практически в любой город. Покупатель может выбирать товары из магазинов в других регионах, в результате все больше интернет-магазинов конкурируют за лояльность клиентов, даже если физически располагаются в другом регионе и в этой связи фактор цены играет все большую роль. Пользователи все чаще стараются избавиться от навязчивой рекламы. Разные источники приводят цифры использования блокировщиков: PageFair заявляет, что 69% случаев блокировки рекламы приходится на мобильные устройства, Deloitte говорит, что в России 44% пользователей блокируют рекламу. Чем сильнее реклама ограничивается, тем более дорогой и малоэффективной она становится. За примерами далеко ходить не надо — совсем недавно Meta отчиталась о прибыли ниже прогнозов, финансовый директор Meta Дэвид Венер заявил, что на прибыль компании повлияли ограничения Apple — пользователи iOS теперь могут блокировать использование личных данных для настройки рекламы. Вышеперечисленные тенденции приводят к снижению роли факторов, которые раньше давали конкурентное преимущество. Если покупатель может быстро сравнить цены, если скорость и география доставки больше не проблема, значит повышается значимость цены, по которой покупается товар. В такой среде роль правильного ценообразования повышается — привлекательная цена становится единственным способом привлечь новых клиентов. Больше про мониторинг цен конкурентов вы можете узнать на сайте.
Почему покупают онлайн
Рост объема продаж через телефоны

Сверхбыстрая доставка становится нормой


Крупные игроки усиливают конкуренцию

Лояльность к магазину не зависит от географии покупателя

Рост популярности блокировщиков рекламы
