Магазин получился практически идеальным — пользователю легко найти нужный товар, на фотографиях он может рассмотреть товар со всех сторон, прочитав характеристики не осталось ни одного вопроса. Доставка,
оплата, все понятно и устраивает и, казалось бы, нужно покупать!
Но, есть еще один момент — пользователя нужно убедить купить здесь и сейчас, кейс, ставший привычным многим покупателям в интернете —
сравнивать цены на интересующие товары.
Есть ли решение, которое ответит на вопрос пользователя относительно цены в других магазинах и не даст ему уйти из вашего? Да, есть — отслеживать цены конкурентов. Но, сначала давайте изучим вопрос, на сколько важным для среднестатистического покупателя интернет-магазина
является фактор цены и не надумана ли проблема.
Развитие онлайн-торговли в России, прошлое и будущее
С чем подошли к 2020 году В российском сегменте e-commerce, на протяжении последних 7 лет, Яндекс Маркет совместно с институтом GFK проводит исследование аудитории онлайн покупателей. Возьмем это исследование в качестве отправной точки, и чтобы проследить в какую сторону меняются пользовательские предпочтения посмотрим на динамику вопроса, за последние 3 года.
В 2018 году исследование
аудитории онлайн покупателей относительно критерия выбора интернет-магазина показало, что главным критерием выбора интернет-магазина являлась цена:Критерий выбора интернет-магазина в российском сегменте e-commerce в 2018 году
Еще одним показателем фактора важности цены является главная задача при совершении покупки онлайн:Действия пользователей при совершении покупки онлайн в 2018 году, ЯндексМаркет
Для нашей темы интересен и драйвер совершения покупок в зарубежных интернет-магазинах:Драйвер совершения покупок в зарубежных интернет-магазинах в 2018 году, ЯндексМаркет
Как видно мотив тот же — покупают в иностранном магазине в первую очередь, потому что дешевле. Из исследований видно, что фактор «наименьшей цены» для большинства покупателей в 2018 году был решающим при принятии решения о покупке.
Посмотрим, куда двинулись приоритеты покупателей в следующем году. Исследование Яндекс Маркет «Развитие онлайн-торговли в России » за 2019 показывает следующие цифры:Действия пользователей при совершении покупки онлайн в 2019 году, ЯндексМаркет
В 2019 видим продолжение тенденции, задача сэкономить осталась на первом месте, с показателями похожими на предыдущий год. Выбирая товар, пользователи все чаще ищут предложение по меньшей цене.
Главным мотивом покупки в зарубежных интернет-магазинах, в 2019 также остается меньшая стоимость. Показатель вырос даже с учетом двукратно сниженного порога беспошлинного ввоза с начала года.Драйвер совершения покупок в зарубежных интернет-магазинах в 2019 году, ЯндексМаркет
Посмотрим на изменение среднего чека, ожидаем увидеть некоторую корреляцию с желанием сэкономить. В отчете Яндекс этот показатель исследовался в 2019 году, при покупке в российских интернет-магазинах он снизился, в зарубежных магазинах немного подрос.Показатели среднего чека покупателей из РФ, в интернет-магазинах в 2019 году, ЯндексМаркет
Обратимся к еще одному источнику, данные Яндекс подтверждает исследование Data Insight — «Интернет-торговля в России2019 »:Изменение среднего чека россиян, при покупке в интернет-магазинах 2011-2019, Data Insight
Видим, что средний чек снижается 4-ый год подряд. Можно сказать, что величина и динамика среднего чека косвенным образом подтверждает, что покупатели ищут меньшую цену, как в России, так и в иностранных интернет-магазинах. Запомним и вернемся чуть позже к одному интересному моменту — рост объема продаж происходит за счет роста количества заказов.
Что ждет e-commerce в ближайшем будущем Исследования Яндекс Маркет 2020 года ожидаются в сентябре, а пока можем посмотреть на прогнозы. Data Insight «Рынок eCommerce: прогноз роста 2020-2024 » прогнозирует продолжение роста объема продаж, при этом совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составит 33,2%:Рынок eCommerce: прогноз роста 2020-2024 Data Insight
Росту способствует пандемия COVID-19, вынужденное нахождение дома подстегнуло удаленные продажи, карантин привел на рынок 10 млн новых покупателей. В противовес этому, доходы населения продолжат снижаться.
К похожим выводам относительно драйвера роста интернет-торговли пришел институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара в исследовании говорится о росте рынка за счет наращивания количества заказов на одного пользователя.
Из всего написанного выше складывается следующая картина, различные источники называют разные цифры, но сходятся в оценке текущей ситуации и вероятных сценариев развития:
Рост объемов интернет торговли в ближайшие годы сохранится за счет вовлечения новых пользователей и роста количества заказов; Средний чек продолжит сокращаться из-за падения доходов населения. Пользователи продолжат при выборе товара или услуги искать предложение дешевле. Рост рынка привлечет новых продавцов, что в свою очередь усилит конкуренцию. Преимущество получат те компании, которые смогут обеспечить привлекательную цену, а это либо крупные компании, которые могут зарабатывать на объемах, либо компании использующие технологичные автоматизированные решения, персонализированные предложения (cookie, слежение за пользователем), механики закрытия возражений по цене.
Кейсы на нашем рынке: удержание покупателей Вернемся к нашему интернет-магазину. Исследования говорят о том, что первое с чем нужно работать при онлайн продажах, это закрывать возражение относительно цены. Что можно сделать, чтобы убедить покупателя совершить покупку на вашем сайте, а не отправиться сравнивать
цены на товар? Ответ в вопросе — показать ему цены конкурентов прямо в вашей карточке товара. Проработать возражение по цене, чтобы самого главного вопроса — «а может у конкурента дешевле?» — не осталось.
В качестве примера рассмотрим пару кейсов.
Кейс маркетплейса Goods Кейс Goods, маркетплейс закрывает вопрос по цене прямо в карточке товара:Кейс Goods, мониторинг цен конкурентов Goods
Кейс Goods, мониторинг цен конкурентов goods.ru
Конечно, настойчивый покупатель скорее всего проверит правдивость информации, и, если данные подтвердятся — пользователь, который доверяет цене в магазине имеет больше шансов стать постоянным покупателем.
Кейс Aviasales Еще один пример — Aviasales, ищете нужный билет — тут вам помогут и за одно продемонстрируют, что прямо сейчас у конкурента — дороже:Кейс Aviasales, мониторинг цен конкурентов Aviasales
Законность фичи с ценами конкурентов на своем сайте Вопрос законности сбора данных обязательно появится, поэтому нельзя совсем не коснуться этого вопроса. Но углубляться не буду, есть статья
в которой вопрос изучен полно, со ссылками на законы, ФЗ, УК, ГК, КоАП,
все как вы любите. Кратко, на август 2020 года цены являются общедоступной информацией, доступ к которой конкурентами не ограничен, собирать и публиковать такую информацию не незаконно.
Заключение Если Вы ищете инструменты удержания покупателя и увеличения продаж, изучите приведенные исследования и возьмите кейс на вооружение, возможно мониторинг цен конкурентов — это то, что нужно вам для дальнейшего роста. И приходите в компанию iDatica за реализацией.