Как управлять стартапом: must know эффективного гендиректора
Управление стартапом – одна из самых сложных и комплексных ролей в бизнесе. Там нет гламура, престижа и «теплого места», зато есть стресс, огромная ответственность и борьба за выживание. И побеждают в этой борьбе, не сдаваясь на середине пути, только те, кто горит истинной страстью к своему делу. И если Вы решили рискнуть и вступить на этот путь – эта статья для Вас.
Потому что гендиректор стартапа - это не должность, а призвание, прописанное где-то в ДНК.Не будем лукавить – не существует секретной формулы как создать с нуля процветающий бизнес. Это долгий путь формирования, становления, обучения, в том числе на своих ошибках, в процессе которого и происходит накопление багажа необходимых знаний и шлифовка навыков. И есть масса субъективных и объективных факторов, которые индивидуальны для каждой компании, отрасли, рынка, продукта, и которые будут оказывать существенное влияние на развитие бизнеса. Но можно выделить самые значимые компоненты, являющиеся must have для успешного развития начинающего бизнеса.
3 кита успешного стартапа
Руководитель стартапа в какой-то момент осознает, что должен быть «человеком-оркестром»: мультифункциональным, многозадачным и несущим ответственность за целый комплекс задач по становлению и развитию бизнеса.
Бюджет и финансирование, первые клиенты и сотрудники, партнеры и конкуренты, административная текучка и стратегическое развитие: все эти и другие вопросы приходится пока решать одному– Вам. На фоне этого, казалось бы, безграничного списка задач есть 3 приоритета, являющихся залогом успешного развития компании:
- создать продукт, удовлетворяющий потребности потребителей (и за который они готовы платить);
- убедиться, что Ваши клиенты довольны как продуктом, так и уровнем сервиса вашей компании;
- собрать отличную команду.
Никогда не допускайте того, чтобы закопаться в текучке и забыть об этих трех ключевых компонентах! Все остальные задачи, направления и проблемы не будут существовать, как и сам бизнес, если нет продукта, нужного потребителям, клиентов, готовых платить и работать с вашей компанией, и команды, способной это реализовать.
Как создать продукт, нужный пользователям?
Теперь рассмотрим эти компоненты и их составляющие подробнее.
С продуктом Вам придется разобраться самому, в конце концов это одно из Ваших конкурентных преимуществ. А вот касательно удовлетворения потребности потребителей: здесь необходимо помнить еще об одном необходимом компоненте успешного руководителя стартапа – умении исследовать спрос (а вернее, даже наличие «нюха» на него) и анализировать рынок.
Про это написано масса книг, статей, прикладных материалов и полезных советов. Не будем дублировать информацию, которую Вы наверняка и так читали. Лишь остановимся на нескольких основных моментах, выстраданных и усвоенных на собственном опыте:
- Первое исследование потенциального спроса потребителей на продукт должно проводиться до разработки самого продукта. И не прекращаться до самого запуска! Вашей первой фокус группой может стать узкий круг знакомых, семьи и друзей. Но ни в коем случае не надо этим ограничиваться: определите для себя, кто станет Вашей целевой аудиторией, потенциальными потребителями Вашего продукта, и говорите с ними, выясняйте потребности, задавайте вопросы, узнавайте об опыте использования конкурентных продуктов. Это не только поможет определиться с тем, есть ли вообще потенциальный спрос на Ваш продукт, но и проанализировать конкурентную среду, узнать недостатки их продуктов в глазах потребителей и учесть это в своем продукте.
- Не прекращайте исследовать предпочтения потребителей и будьте гибкими. Если Вы уже начали работу над созданием продукта, определились с характеристиками/дизайном/бизнес-моделью, и в какой-то момент выяснили новые существенные пожелания потребителей – постарайтесь по возможности учесть их в разработке своего продукта.
- Не пытайтесь угодить всем. Если Вы будете учитывать советы, пожелания и подсказки каждого из потенциальных потребителей – Вы никогда не выпустите свой продукт на рынок. Может показаться, что это правило входит в противоречие с двумя другими, но это не так. Расставьте приоритеты, определите «болевые точки» наиболее значимых целевых групп и потребности наибольшего числа потребителей и опирайтесь на них. Не разбрасывайтесь на комментарии из серии «в целом все отлично, но я бы покрасил в зеленый», если это не существенно для основной массы потребителей.