Из года в год рынок e-commerce стабильно растёт, как и доверие к онлайн-ретейлерам. Ближайшее будущее и дальнейшая перспектива сферы достаточно прозрачны. Полный переход обратно к офлайну невозможен — интернет-магазины и маркетплейсы стали неотъемлемой частью жизни.
Что касается рынка маркетплейсов, онлайн-платформы закономерно набирают обороты вне зависимости от своих бизнес моделей: B2C, C2C, B2B. Пространство объединило продавцов/поставщиков с их клиентами, выгоду получают обе стороны (win-win). И это не только из-за оптимизации процессов и ресурсов, всё это — вершина айсберга. Целевую аудиторию привлекает низкий порог входа и возможность продавать не только осязаемые товары, но и сервисы или цифровые продукты. Однако идём по порядку.
В статье мы разберём, что же такое B2B-маркетплейсы и из чего они состоят. Расскажем, чем они отличаются от интернет-магазинов и онлайн-платформ в B2C/С2С. Вы узнаете, какие преимущества данной бизнес-модели привлекают рынок, и ознакомитесь с примерами маркетплейсов из различных сфер.
Что такое B2B-маркетплейс
Маркетплейс в B2B — интернет-платформа для оптовой покупки/продажи товаров и услуг для решения бизнес-задач корпоративных клиентов.
Это своеобразный онлайн-магазин, где клиенты вместо эмоциональных покупок тщательно продумывают нюансы оптовой торговли — возможности и условия сотрудничества, специфику ценообразования. Принятие решения требует гораздо большего времени, в торгах принимают несколько ЛПР (лиц, принимающих решение).
производитель и владелец B2B-маркетплейса;
официальные дилеры;
постоянные корпоративные покупатели;
*разовые розничные потребители (как исключение).
Каждая перечисленная группа решает свои бизнес-задачи. Первая, минуя лишних посредников, производит и поставляет продукцию официальным дилерам или крупным клиентам. Также снижает издержки, повышает лояльность, выстраивает подходящий имидж компании и получает весомое конкурентное преимущество.
Вторая и третья группы, официальные дилеры и постоянные покупатели, заказывают продукцию крупными партиями. В данном случае им важны: широкий ассортимент, возможность заказать товар здесь и сейчас, через время повторно, получить электронные версии документов и произвести заказ с отсрочкой.Владелец B2B-маркетплейса может выступать и в роли продавца-производителя на ряду с остальными бизнес-партнёрами ниши.
Разница между интернет-магазином и маркетплейсом
Интернет-магазин — торговая площадка, принадлежащая одному продавцу, компании, бренду. Под это описание подходят розничные сети DNS, «М. Видео», «Читай-город».
Маркетплейс — онлайн-рынок, на котором множество продавцов предлагают свою продукцию, как Ozon. И это самая распространённая ситуация. Но иногда владелец платформы выступает в роли продавца. Например, B2C-маркетплейс ASOS и бренд одежды ASOS Design. Позднее рассмотрим и другие маркетплейсы.
Отличия между C2C-, B2C- и B2B-маркетплейсами
C2C (consumer-to-consumer, потребитель к потребителю): каждая сторона может быть как клиентом, так и продавцом. Но не предпринимателем.
B2C (business-to-client, бизнес к потребителю): продавец — это компания, а клиент — частное лицо.
B2B (business-to-business, бизнес для бизнеса): продавец и клиент — компании, не частные лица.
Преимущества B2B-маркетплейсов
Основное и самое главное преимущество B2B-маркетплейса заключается в повышении маржинальности — сокращаются издержки и исключаются посредники в цепочке. Мы затронули этот бенефит ранее. Однако он далеко не единственный.
Разработка маркетплейса позволяет сформировать подходящий имидж компании, повысить лояльность клиентов и получить весомое конкурентное преимущество. Не стоит пренебрегать этими особенностями, они влияют на увеличение клиентской базы и показателя LTV текущих бизнес-партнёров (LTV — Lifetime Value, пожизненная ценность клиентов). Польза очевидна, если рассчитать стоимость привлечение нового лида — удержание текущих клиентов обходится в несколько раз дешевле. Исследование.
С другой стороны, B2B-маркетплейс выгоден и для продавцов-производителей. Увеличивается доля онлайн-покупок, автоматизируется процесс продажи. Маркетплейс берёт на себя привлечение целевой аудитории, а расходы на содержание офиса, доставку, заработную плату сокращаются.