Как уходить из стартапа
Раз в месяц мы пишем статью для spark.ru. Ноябрь выдался богатым на исключения из проекта, поэтому мне захотелось обсудить эту тему.
С одной стороны очевидно, что работать на голом энтузиазме (без зарплат и инвестиций) сложно, и сменяемость участников — неизбежный процесс. Я с пониманием также отношусь, когда человек попробовал себя в новом направлении/удаленной работе как таковой, понял, что это не его и покинул проект. Но почему одних хочется рекомендовать как перспективных специалистов, а с другими никогда не станешь работать над коммерческими задачами?
Я веду проект inSearch App уже год и четыре месяца, и сталкивалась с совершенно разными ситуациями. “О, у вас крутая идея” — приятно слышать от новичков, но это краткосрочная мотивация. Энтузиазм быстро проходит, когда начинаются практические задачи — местами рутинные, местами недостаточно структурированные, местами просто требующие появляться онлайн и укладываться в сроки. Появляются сотни оправданий (работа, отдых, поездки, личная жизнь) — как будто у остальных участников этого списка нет.
Мы работаем удаленно и на part-time, все задачи согласовываются в начале недели и ничего невозможного я не требую — весь вопрос в умении себя организовать и внутренней мотивации. Больше года я вела inSearch App, совмещая с дневной full-time работой и очной магистратурой, поэтому такие оправдания сложно воспринимать серьезно. Второй вопрос — “а зачем я ввязался в этот учебный проект, денег за это не платят и непонятно, когда будут, лучше я отдохну/забью/уйду в другой проект” — увы, это не решение проблемы.
Гораздо проще решить, что это организатор проекта плохой/слишком требовательный /строгий/не профессиональный или сам проект провалится/скучный/сложный/свободное время дороже, чем признать, что собственная ответственность и дисциплина оставляют желать лучшего. Можно все бросить и перестать выходить на связь, можно порвать все контакты и радоваться, что менеджер никак не сможет решить этот конфликт. Но ок, тут получилось убежать — а как возникнет спорная ситуация на фрилансе/с настоящим заказчиком, какие приобретенные навыки проснутся?
Мне говорят “нет, ты что, это учебный проект, вот за деньги я стану работать в 10 раз лучше/быстрее/эффективнее/мотивированнее”. Это самообман. Если ты привыкаешь “экономить силы”, “делать на отвали”, работать только после 10-го напоминания или исчезать нарушая договоренности — после получения заветного заказа порядочности не прибавится, а эффективность быстро опустится до привычного уровня.
Это напоминает исследование сотрудников Гарвардской школы бизнеса: "предприниматели, уже добившиеся успеха, с гораздо большей вероятностью достигнут его и в новых проектах (шансы на успех будущих компаний — 34 %). В то время как предприниматели, чьи первые начинания потерпели неудачу, имеют практически ту же вероятность последующего успеха, что и люди, открывающие свою первую компанию, — только 23 %. Люди, которые терпели неудачу ранее, имеют такую же вероятность успеха, что и люди, которые вообще ничего не пробовали. Успех — это опыт, который действительно многое значит".
Негативные привычки закрепляются быстро и живут долго. Если сегодня вы бросаете проект и не справляетесь с взятыми на себя обязательствами - шансы на свой успешный стартап в будущем также снижаются. Просто не хватит сил и последовательности как самому закрывать задачи, так и требовать того же от других.
Поэтому учебные проекты — это отличная возможность получить практику не только по техническим навыкам, но и себя в качестве удаленного сотрудника. Для кого-то — стать кофаундером или занять руководящую должность. Для кого-то — понимание, как выстраивать удаленную команду и полезные контакты. Для кого-то — рекомендации и помощь с коммерческими проектами. Если все-таки семейные обстоятельства/переезд и другие форс-мажоры перевешивают все ваши “плюсы” от дальнейшего участия — пожалуйста, постарайтесь не ставить перед фактом!
Постарайтесь закрыть те задачи, которые обещали и объяснить, почему покидаете проект. Постарайтесь поддержать менеджера, что вы не пропадаете и поможете передать код/ответите на все необходимые вопросы для следующего участника/оставили контента на неделю вперед, пока будет искаться замена.
Не ломайте базу данных и не оставляйте за собой НЕ работающий функционал. Не надо демонстративно обрывать все контакты. Меня все чаще спрашивают "порекомендуй проверенного разработчика/дизайнера"; знакомых в этих сферах много, участников в проекте было много — и с небольшим, и со средним опытом. Но вспоминается именно последнее впечатление — на чем мы расстались? Что было готово из запланированного? Насколько уход участника не подводил остальную команду (бывают взаимосвязанные задачи)? Как он общался во время совместного проекта/работы? даже если ты недолго участвуешь в стартапе/проекте, имеет смысл расставаться так, чтобы оставить хорошее впечатление.Я иногда думаю, а что могла сделать лучше, чтобы удержать? Стоило дополнительно стараться и еще больше настаивать, или это бесполезно? Иногда ошибалась, иногда наблюдала, но в целом чем реже участник появляется онлайн и выходит на контакт — тем более вероятно, что скоро его участие закончится. Что слишком тяжело будет продолжать, если остановишься.
Надеюсь, я никого не напугала. Хочу сказать, что вести проекты и давать возможность учиться и расти — тяжелый, местами очень неблагодарный труд. Если вы сейчас участвуете в проекте — постарайтесь взглянуть на него со стороны организатора. Что его/ее беспокоит, какие задачи никто не берет, чем я могу помочь? Даже простое человеческое “спасибо” иногда — луч света в молчаливом чате и не бывает лишним.
Если вы сейчас ведете проект — не сдавайтесь! Да, бывает и сложно, и грустно, и трудно планировать; вас подводят, критикуют, не верят, копируют, отвергают - но реализованная мечта того стоит.
P.S. Эта статья, скорее, для внутреннего использования в моей команде. Попытки разобраться со своими мыслями и ожиданиями от участников. Я знаю, меня иногда обвиняют в эксплуатации, ненавидят суть учебных проектов и призывают делать то, что не сработает в наших условиях. Я продолжаю делать так, как считаю нужным, и делюсь этим опытом потому, что верю в будущее такой формы сотрудничества и удаленной работы как таковой.