Если вы ведете бизнес в интернете рано или поздно ваши дорожки пересекутся с копирайтерами. Поиск нормального копирайтера легко умещается в одно слово — боль. Одни делают унылый рерайт за килознаки, другие — беспощадный рерайт с налетом креатива. И лишь немногие делают то, что нужно заказчику.
В этой статье собраны основные трудности, с которыми приходится встречаться копирайтерам. Заказчикам эта информация поможет найти и обезвредить неподходящего специалиста или более конкретно формулировать правки. Копирайтерам — определить точки роста.
Не будем терять времени, вперед!
1. ЦА, пока! Иногда копирайтер пишет о том, что кажется важным именно ему, не принимая во внимание интересы целевой аудитории. Например, в статье о ремонте конвейерных роликов встречается подробное описание: что это такое, как работает. Но пользователи, которые ищут информацию по устранению неисправностей, хорошо знают, что такое эти ролики. Заинтересовать такими текстами людей не получится. Необходимо затронуть проблему ЦА, например: «Что делать, чтобы конвейер работал без сбоев?». Или вот такой пример с бетонными смесями:
Вашей ЦА точно интересно что такое бетон?
В процессе создания текста важно всегда помнить про целевую аудиторию. Писать одновременно для женщин и мужчин от 18 до 50 лет и детей — гиблое дело. Писать про того, для чего используется бетон — тоже.
Полезный совет: мысленно представьте человека, которому нужно будет прочитать вашу статью, определите, какую пользу она принесет. Просмотрите сайты конкурентов, ознакомьтесь с темой, узнайте, какие вопросы популярны у потенциальной аудитории: в этом поможет поисковая выдача Google и Яндекса или инструменты Wordstat.yandex.ru и Google trends.
2. Слишком много «мы» В продолжение темы про целевую аудиторию рассмотрим еще одну распространенную ошибку. Часто новички пишут тексты с точки зрения выгоды компании, а не покупателя. Не стоит писать «мы хорошие», «мы профессионалы». Это уместно в редких случаях, когда надо написать про конкретного человека, который представляет определенную марку. Примерно так выглядят компании, которые злоупотребляют «мы-конструкциями»
Клиентам обычно неинтересно, когда вы хвалите свою компанию. Они хотят знать, какие выгоды получат от сотрудничества. На помощь приходит «вы-ориентация»: закажите, купите, доверьтесь, убедитесь в качестве.
Полезный совет: обращать внимание на местоимения и глаголы. Не рекомендуем перегружать текст местоимением «мы».
3. Плохая работа с ключевыми словами Статьи на сайте должны быть не только информационными или продающими (мы не очень любим это слово, тем не менее, оно хорошо описывает суть) их еще нужно правильно оптимизировать: например, вставить ключевые запросы, по которым пользователи будут находить статью в поиске. Неопытные копирайтеры могут совершенно об этом забыть или, наоборот, перегрузить текст ключами. Это называется «переспамом», Переспамленный ресурс может попасть под санкции поисковых алгоритмов. Важно не забывать про LSI-слова: это не просто ключевики под SEO, а фразы, которые делают текст релевантным теме. Пример: для запроса «заказать букет цветов» такими словами будут «праздник», «доставка», «розы», «корзина» и другие аналогичные. Не путайте LSI-фразы с ключевыми словами.Очень плохо
Полезный совет: с помощью специальных сервисов, например, pr-cy.ru, можно сделать семантический анализ текстов, размещенных на сайте. Это необходимо для того, чтобы проверить тексты на переспам. Показатель «тошноты» не должен превышать 8 %. Ресурс advego.com позволяет проверять этот показатель в только что написанных текстах. В этом случае норма — до 10-11 %.
4. Заумь Сложные слова и конструкции часто в избытке присутствуют в текстах копирайтеров. Иногда энциклопедические выражения появляются по инициативе заказчика, который таким образом хочет придать статье экспертность. По его мнению, последняя измеряется количеством сложных терминов и определений. У копирайтера должно хватить смелости и аргументов, чтобы переубедить заказчика, иначе работа может быть безнадежно испорчена.
Обычный человек, который ищет компанию, например, чтобы заказать рекламную растяжку, не будет вникать в тонкости печатного оборудования и его богатую историю. Если будет много непонятной или лишней информации, он просто покинет сайт.
Всегда стоит бороться за простоту текста. Он должен быть понятен любому человеку из целевой аудитории.Господи, я просто хотел купить удобрение для картошки
Сфера B2B — не исключение. Здесь также можно писать понятно и просто. Например, текст компании, которая занимается программными роботами RPA: «Программные роботы — это цифровые сотрудники, которые облегчают рутинную работу людей: заполняют отчеты, обрабатывают резюме 24/7/365 и выполняют другие автоматизированные действия. Это быстрее и дешевле, чем ручной труд человека».
Поясняйте термины, сокращения или удаляйте их. Нежелательно использовать профессионализмы, если только этот текст не предназначен для узких специалистов.
Полезный совет: представьте, что вам надо что-то рассказать о товаре или услуге своему дедушке. Правило максимального упрощения хорошо действует в продающих текстах. Если ресурс информационный — то профессиональные термины допустимы.
5. Нет структуры Очередная проблема, по которой сразу можно вычислить текст копирайтера-новобранца — отсутствие структуры. Сейчас уже не принято писать тексты одной сплошной простыней. Люди просто такое не читают. Любая статья должна иметь определенную структуру: подзаголовки, списки, блоки, фотографии. Длинные предложения лучше разделить на несколько коротких. Деепричастные и причастные обороты следует использовать в минимальном количестве. Длина абзаца: 5-6 строчек. В таком виде информация воспринимается легче.
Полезный совет: текст коммерческой направленности — не художественное произведение. Его нельзя публиковать в виде нескончаемого полотна. Структурируйте текст: делите на блоки, добавляйте подзаголовки и маркированные списки.
6. Ноль конкретики Избегайте лишенных смысла фраз таких как: «широкий ассортимент», «высокое качество», «профессиональные услуги», «доступные цены», «динамично развивающаяся компания». «Вода» и штампы в текстах — это отсутствие ценности, смысла и уникальности. Слова, с помощью которых новички наращивают объем текста, не несут пользы и не помогают клиенту сделать выбор.
«Гибкие цены», «большое количество образцов», «быстрый срок выполнения», — эти слова не вносят ясность в коммерческое предложение. Представьте, что вы клиент компании: вы поняли из этих фраз, когда будет готов заказ, какие образцы и цена?К-конкретика
А если добавить конкретики, например, «срок выполнения заказа — 1-2 дня, в наличии композиции из живых и искусственных цветов, доставим готовый заказ в течение часа»? Теперь стало понятно, что именно есть в ассортименте и как организована доставка.
В тексте должна быть смысловая уникальность, тогда сайт будет отличаться от тысяч подобных. Также это полезно для продвижения: такие ресурсы «любят» поисковики. «Вода» не приносит пользы ни сайту, ни клиенту.Когда читаешь текст без конкретики
Полезный совет: не ленитесь перечитывать текст, можно делать вслух это. Те части, которые не содержат смысловую нагрузку, удалите и добавьте больше фактов.
7. Слишком художественно Не имея опыта, тяжело соблюсти баланс между официальным языком и художественной составляющей. Работы начинающего копирайтера обязательно должен проверять редактор, иначе там появляются избыточные метафоры, преувеличения и другие «рюшечки».
Излишне эмоциональная и разукрашенная эпитетами статья не подойдет для коммерческого сайта. Здесь нужен лаконичный продающий текст, который отвечает на вопросы ЦА.Да в смысле лаконичный? Я же пишу не хуже Толстого!
Отдельная тема — сторителллинг. Его сейчас вставляют буквально везде. Немного сторителлинга (буквально щепотку) можно добавить в тексты для туристических агентств, там, где необходимо затронуть эмоции читателя. Например, можно описать местную легенду или определенный уникальный маршрут. Прочитав текст, человек заинтересуется. Возможно, он не будет приобретать этот тур, но в его памяти такая история останется надолго.Пример хорошего сторителлинга от бренда LUSH
Хорошо, когда копирайтер может преподнести в художественной форме специфику работы компании, информацию о товарах и услугах. Это признак высокого мастерства. Но чаще всего такие сочинения выглядят неуместно.
Полезный совет: основная часть пользователей приходит на сайт за конкретной информацией, поэтому вы точно не ошибетесь, если будете упоминать факты. Не бойтесь использовать простые конструкции, лучше написать понятно, чем жертвовать здравым смыслом ради «красивостей».
8. Смешение стилей Смешение стилей — это распространенная ошибка, связанная с предыдущей. Даже опытные авторы могут делать недопустимые вещи: вставлять в художественную статью канцеляризмы или в деловом тексте употреблять разговорные слова.Мешанина в стилях = мешанина в голове
Всегда есть риск перестараться, даже делая текст для карточки товара. Помните, неуместные фразы режут слух, глаза и выбиваются из общего описания.
Полезный совет: текст должен быть выдержан в едином стиле — следите за этим.
9. Обращение к B2C и B2B в одном тексте Коммерческие тексты принято разделять на два типа: B2C и B2B. Первый — это когда товар или услуга покупаются для себя, а второй — для компании. В текстах типа B2C может быть больше художественной составляющей, ведь главная задача — повлиять на эмоции читателя. В разумных пределах приветствуются метафоры, яркие прилагательные.
В текстах, предназначенных для компаний, важны конкретные факты и цифры, а также выгода от сотрудничества. Эмоциональные описания здесь будут неуместны. В продающих текстах для B2B не стоит писать, например, такое: «Не переживайте за качество дорог...». Сотрудники крупных компаний вряд ли будут волноваться по этому поводу.
Полезный совет: представьте, что вы заказчик и прочитайте текст его глазами. Также можно спросить мнения коллег.
10. Несоответствие текстов требованиям заказчика Новички-копирайтеры часто невнимательно относятся к техническому заданию или забывают его прочитать. Уделите время изучению ТЗ, чтобы избежать неприятных ситуаций во время согласования и приемки статьи. Обычно техзадание содержит полезную информацию, которая упрощает выполнение задачи.
Не стесняйтесь уточнять у заказчика детали, специфику деятельности. Спросите, какой текст он ожидает получить и как будет его оценивать. Попросите заполнить бриф: описать деятельность компании, целевую аудиторию, особенности работы, пожелания к тексту.Ну и что, что есть ТЗ? Это же очевидно, что нужно было делать не так!
Эту информацию может предоставить только заказчик, узнать такие подробности самостоятельно невозможно. Вряд ли самого клиента удовлетворит невыразительная статья, написанная без привязки к компании.
Полезный совет: просите заказчика предоставить подробное техническое задание и заполнить бриф. Это очень облегчает работу. При наличии спорных моментов, связывайтесь с клиентом и уточняйте все вопросы.
11. Неправильное использование источников Недостаточно просто открыть первые две-три ссылки по теме из поиска и на этом остановиться. Такой подход не позволит полноценно изучить вопрос, проанализировать деятельность конкурентов и убедиться в актуальности информации.
Каждый бизнес имеет свои особенности. Копирайтер — не эксперт, работающий в конкретной области несколько лет.
Даже опытный автор не напишет сразу без подготовки и про юридическое обслуживание, и про садовые качели, и про станки для резки металла. Всегда необходимо погрузиться в тему, проверить актуальность информации. Если начинающий копирайтер никогда не писал про электрооборудование, то без тщательной подготовки не обойтись.
Полезный совет: перед тем, как приступить к написанию материала, изучите публикации на тему, форумы, сайты конкурентов. Можно посмотреть видео на YouTube.
12. Стилистические ошибки Почти все начинающие авторы злоупотребляют повторами, канцеляризмами, шаблонными выражениями, штампами. «Уточните информацию у менеджера», «подарите праздничную атмосферу», «свободная вакансия», «приятно порадует» и прочее не добавляют тексту привлекательности.
Необходимо проверять и редактировать написанное. Со временем стилистических ошибок станет гораздо меньше.
Полезный совет: есть специальные сервисы, например, «Орфограммка», «Главред», которыми удобно пользоваться при проверке. Дополнительный контроль не помешает даже грамотным копирайтерам.
Заключение По правде говоря, все ошибаются. И это нормально. Только в сказках все получается идеально с первого раза. Поэтому наш совет копирайтерам — ошибайтесь и улучшайте свои тексты. Ваши ошибки — ваш рост. Учитесь не только у известных копирайтеров, но и у маркетологов. Узнавайте новое и внедряйте в свои тексты. Главное — пишите, и еще раз пишите.
И пара слов заказчикам — придет время и вы встретите идеально копирайтера, с которым будете работать на постоянной основе.