Было много шума, скептицизма, путаницы и ажиотажа вокруг децентрализованного финансирования, известного как DeFi, экосистемы продуктов и услуг с поддержкой блокчейна, которые заменяют традиционных финансовых посредников свободно доступным, автономным и прозрачным программным обеспечением.
Хотя это еще рано для DeFi (всего пару лет), но связанная с ними экономика уже большая и достигает астрономических масштабов.
Базовая инфраструктура для Defi составила около 1,5 трлн $ по объему операций в прошлом квартале. Это можно приравнять к 50% от компании Visa по объему платежей.
Децентрализованные финансовые рынки ежемесячно выдают ссуды на миллиарды долларов, а частные лица и предприятия используют такие платформы, как Uniswap, для торговли объемом примерно в 30% от размера Coinbase.
Поскольку к этой тенденции проявляется большой интерес со стороны предпринимателей, корпоративных лидеров, политиков и организаций, больших и малых, мы стремимся объяснить особенности и преимущества DeFi.
Давайте, сначала, рассмотрим, что сделало все это возможным?
Что такое DeFi и откуда они взялись?
DeFi основываются на трех основных волнах инноваций в области блокчейнов за последнее десятилетие, каждая из которых начиналась с глубокого скептицизма, но с течением времени DeFi были приняты как неизбежное явление.
Первая эра была определена Биткойном (изобретенным в 2009 году), который дал нам распределенный реестр или блокчейн, предназначенный для облегчения одноранговой передачи несуверенных цифровых активов. Вторая волна была определена Ethereum, который основывался на той же базовой, распределенной и устойчивой к цензуре архитектуре: однако, в отличие от Биткойна, собственный язык программирования Ethereum (Solidity) можно использовать для создания любого мыслимого приложения, превращая его в глобально доступный суперкомпьютер. Третья волна была первоначальным бумом предложения монет (ICO) в 2017 году, когда был профинансирован ряд проектов, некоторые из которых начали выполнять свои обещания о децентрализованной финансовой экосистеме.
DeFi — это четвертая волна, основанная на сочетании этих инноваций.
С DeFi любой человек в мире может одалживать, брать взаймы, отправлять или торговать активами на основе блокчейнов, используя легко загружаемые кошельки, без необходимости использования банка или брокера. При желании пользователи могут изучить еще более продвинутые виды финансовой деятельности — торговлю с использованием заемных средств, структурированные продукты, синтетические активы, страховой андеррайтинг, создание рынка, — при этом всегда сохраняя полный контроль над своими активами.
Протоколы DeFi соответствуют ключевым критериям (в частности, запрету на доступ и прозрачности), отражающим ценности Ethereum, децентрализованной программной платформы с открытым исходным кодом, которая формирует инфраструктуру для большинства децентрализованных приложений.
«Без разрешений» обращаются как к конечным потребителям, так и к разработчикам: приложения DeFi могут служить любому человеку в мире, имеющему подключение к Интернету, независимо от этнической принадлежности, пола, возраста, достатка или политической принадлежности. Кроме того, любой состав разработчиков может уверенно использовать эти платформы, зная, что ни один центральный орган не имеет возможности отозвать доступ в будущем.
«Прозрачность» относится к изначально контролируемой природе платформ DeFi: поскольку программное обеспечение всегда имеет исходный код или открытый исходный код, весь базовый код постоянно доступен для проверки, а весь связанный с ним капитал открыт для аудита. Все транзакции записываются в блокчейн, что позволяет легко просматривать конкретные транзакции или строить бизнес, исследуя данные в инвестиционных (или даже исследовательских) целях.
Каковы особенности и преимущества DeFi?
Два основополагающих качества DeFi — отсутствие разрешений и прозрачность — воплощаются в нескольких мощных вариантах использования.
«Снижают барьеры для входа, сокращают затраты на переключение, обеспечивают опциональность»
Неограниченный характер приложений на основе Ethereum — с возможностью свободно и беспрепятственно «разветвлять» (или копировать и адаптировать) кодовые базы — сводит барьеры для входа для предпринимателей к нулю. Конечные потребители являются основными бенефициарами этой инновационной среды: поскольку все приложения используют одну и ту же базу данных (блокчейн Ethereum), перемещение капитала между платформами является тривиальным. Это вынуждает проекты безжалостно конкурировать за гонорары и пользовательский опыт.Соответствующим примером здесь является рост приложений «агрегаторов обмена»: используя общедоступные API-интерфейсы, эти агрегаторы подключаются к нескольким площадкам ликвидности, распределяя заказы между платформами, чтобы предоставить конечным пользователям наилучший возможный обменный курс. Всего за несколько месяцев такие агрегаторы ускорили продвижение DeFi к наилучшему исполнению — стандарту, который требовал официального регулирования для сближения ранних электронных рынков.Сравните конкурентные рынки DeFi с потребительским банковским обслуживанием, в том виде, как оно существует сегодня, где открытие и закрытие счетов может занять три дня. Или сравните DeFi с брокерским бизнесом, где перевод ценных бумаг между различными платформами занимает до шести рабочих дней и требует множество телефонных звонков. В сочетании с другими обременительными условиями, это «издержки переключения», которые препятствуют потребителям вести свой бизнес в другом месте, даже с принятием «боли» от некачественных услуг. Действительно, в ущерб розничным потребителям традиционные финансы движутся в диаметрально противоположном направлении, при этом количество банковских ставок сокращается с 1990 года на 3,6 % в год, ограничивая выбор потребителей.
Прозрачный учет, тщательная оценка рисков
Проверяемый характер резервов капитала в DeFi позволяет проводить тщательную оценку рисков и управлять ими. Для децентрализованных денежных рынков и кредитных механизмов — repo (Repurchase Agreement) платформ, которые позволяют пользователям заключать одноранговые соглашения об обеспеченном кредитовании с переменной датой — пользователи могут проверять как качество портфеля обеспечения, так и степень кредитного плеча в системе в любой момент времени.Сравните это с непрозрачным характером нынешней финансовой системы. Только после мирового финансового кризиса 2007–2008 годов аналитики и регулирующие органы начали понимать, что соотношение кредитов к депозитам в США достигло 3,5... вдвое больше, чем во второй по величине банковской системе с высоким уровнем заемных средств, в России.
Выравнивает стимулы, решает проблему принципала-агента
Использование доверенных программируемых счетов условного депонирования (широко известных как «умные контракты») позволяет протоколам DeFi использовать средства правовой защиты на уровне протокола.Например, в системе MakerDAO (децентрализованная кредитная организация) держатели токенов MKR получают проценты, выплачиваемые заемщиками. Однако в случае неплатежеспособности или дефолта они служат основной поддержкой: MKR автоматически печатается и продается на рынке для покрытия убытков. Это программное обеспечение создает очень строгую подотчетность, заставляя владельцев MKR устанавливать разумные параметры залогового обеспечения и риска ликвидации. Альтернатива — свободные методы управления рисками — подвергает держателей MKR риску размывания.Сравните это с традиционными финансами, где акционеры напрямую проигрывают, когда руководство совершает ошибки. Крах Archegos служит примером: хотя несколько руководителей высшего звена Credit Suisse покинули банк, они не были лично привлечены к ответственности за убытки. Однако с DeFi прямая подотчетность приведет к улучшению управления рисками.
Современная инфраструктура, повышенная эффективность рынков, надежность
В идеале капитал должен быть таким же прозрачным, как информация в эпоху Интернета. В частности, расчеты должны быть мгновенными, транзакционные издержки должны быть минимальными, а услуги должны быть доступны 24/7/365: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Для нашей глобальной финансовой системы просто непродуктивно работать только с 9 часов утра до 5 часов вечера, за исключением выходных и праздничных дней.
Явно существует скрытый спрос на модернизированную инфраструктуру расчетов, о чем свидетельствует объем транзакций Ethereum в размере 1,5 трлн долларов в прошлом квартале по сравнению с 31 млрд долларов в 1 квартале 2019 года. Мы также недавно увидели типы рыночных неурядиц, которые могут возникнуть из-за отсутствия мгновенного расчета: Robinhood был вынужден ненадолго приостановить заказы на покупку для GameStop из-за трудностей с соблюдением требований к капиталу, что само по себе является побочным продуктом расчета T+2 (отраслевой стандарт, в котором транзакции обычно проходят в течение двух дней).Эффективные рынки также требуют надежной инфраструктуры. Распределенный характер блокчейнов придает им невероятную устойчивость: за шесть лет, прошедших с момента запуска Ethereum, сеть (и, соответственно, приложения, созданные на ее основе) может похвастаться 100 % временем безотказной работы. То же самое нельзя сказать о централизованных аналогах. Даже когда они централизованы, созданы и/или регулируются, эти централизованные организации — будь то биржи или платежные сети — могут демонстрировать ненадежность, особенно в периоды высокой волатильности.Последствия для потребителей очень реальны. Возьмем пример пользователей брокерских услуг, которые позже вошли в систему и обнаружили, что их балансы быстро уменьшились.
Глобальный доступ, единые рынки
По своей сути международные рынки имеют доступ к большему пулу ликвидности, что значительно снижает операционные издержки для всех участников рынка.
Сегодня децентрализованные биржи могут предлагать лучшие обменные курсы для определенных активов, чем изолированные централизованные биржи или поставщики услуг. На фондовых рынках такие инструменты, как американские депозитарные расписки (ADR), служат для обеспечения доступа к иностранным биржам, но часто страдают от низкой ликвидности.Когда рынки становятся глобально доступными, это также может привести к увеличению финансовых прав. В настоящее время развивающиеся страны часто лишены доступа к финансовым услугам из-за высокой стоимости организации местных операций по сравнению со спросом, отсутствия инфраструктуры и многого другого. Но децентрализованные финансовые услуги — собственные интернет-сервисы с нулевыми предельными затратами для пользователей — могут обслуживать маргинальную демографию, предоставляя доступ к таким услугам, как страхование, международные платежи, сберегательные счета в долларах и кредиты.
Данные в реальном времени
Побочным продуктом создания финансовых услуг на основе прозрачной общей базы данных является то, что все связанные данные о транзакциях становятся общедоступными в режиме реального времени. Например, доходы, полученные поставщиками ликвидности в протоколе Uniswap, можно отслеживать с помесячной детализацией. Инвесторы могут использовать эти данные, чтобы решить, как распределять капитал, обеспечивая более эффективное определение цен и распределение ресурсов, в то время как регулирующие органы могут отслеживать данные о транзакциях в режиме реального времени для выявления недобросовестной активности пользователей.Это значительный отход от традиционных рынков капитала, где инвесторы остаются в полном неведении до тех пор, пока фирмы не опубликуют свои квартальные отчеты о прибылях. Состояние частных рынков еще более плачевно, поскольку компании часто изобретают свои собственные показатели бухгалтерского учета, если они вообще решают публиковать показатели. Трудно представить, чтобы инвесторы принимали рациональные решения, когда им приходится работать с устаревшими данными! Регулирующие органы также борются в нынешней системе, годами ожидая обнаружения нарушений, и к тому времени часто бывает слишком поздно исправлять их; Greensill Capital и Wirecard служат подтверждением недавних проведенных тематических исследований.
Устранение контрагента/кредитного риска, снижение накладных расходов на соблюдение требований
По определению, платформы DeFi являются «самообеспечивающимися»: пользователи никогда не передают хранение своих активов централизованному оператору.
Хотя, возможно, поначалу это пугает некоторых людей, самостоятельный характер DeFi служит для устранения контрагента и кредитного риска — риска, связанного с тем, что сторона в финансовой сделке не выполняет свои обязательства по сделке или кредиту.
По оценкам аналитиков, с 2011 года через централизованные биржи было потеряно криптовалют на сумму более 7 миллиардов долларов, будь то из-за взломов или операторов, целенаправленно скрывающихся с пользовательскими средствами. DeFi — это изменение парадигмы, переход от «не будь нечестным» к «не можешь быть нечестным».
Самостоятельное хранение одинаково выгодно для операторов, которые могут отказаться от ненужной ответственности и накладных расходов на соблюдение: например, руководство FinCEN по криптовалютам требует, чтобы компании, которые хранят средства пользователей, приобретали лицензии на передачу денег, что обычно является сложным процессом, в то время как те, кто взаимодействует с кошельками с самостоятельным хранением, могут работать без таковой.