Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
5 176 24 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как я прокачал учебный процесс в ВУЗе с помощью облачного сервиса

В этой статье описан личный опыт использования облачной системы управления проектами в учебном процессе университета. Статья может быть интересна аспирантам, преподавателям, доцентам институтов и университетов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Так вышло, что я уже более 12 лет занимаюсь обучением студентов, преподавал более 10 дисциплин, писал и читал лекции, разрабатывал учебные программы, курсовые проекты, имею ученую степень кандидата технических наук и звание доцента по кафедре “Прикладная информатика и управление” Казанского федерального университета.

Последнее время я читаю курсы “Проектирование и архитектура программных систем” и “Управление программными проектами”. По обеим дисциплинам учебным планом предусмотрены курсовые проекты. И в какой то момент времени мне пришло в голову, что совсем неплохо было бы применить классические подходы в управлении проектами в управлении курсовыми проектами.

Несмотря на сомнительную свежесть и кажущуюся очевидность такого решения на практике все осложняется идеологической пропастью между учебным и классическим проектом. В учебном процессе, к сожалению, курсовой проект (да и дипломный тоже) — это слабоформализованная большая лабораторная работа, которая в 90% случаев выполняется за пару дней до сдачи (дедлайна), а бывает что и после.

Под конец семестра я, как преподаватель, оказываюсь заваленным электронными письмами студентов с кусками пояснительных записок по проектам разной степени готовности. Интенсивность такого потока в какой-то момент времени даже вынудила меня завести специальный электронный ящик под курсовые проекты. Но этого было недостаточно.

Электронная почта вообще, по моему мнению, должна выполнять очень узкую функцию уведомлений, а более сложные процессы должны выполнятся с помощью специализированных инструментов.

Я решил, что с этим пора кончать и нужно привести в порядок и эту часть моей профессиональной деятельности. С этой целью я переработал всю учебную программу по дисциплине. В курсе помимо проекта также присутствуют и лабораторные работы. Я переработал все лабораторные работы таким образом, чтобы каждая работа являлась частью курсового проекта. А сам курсовой проект являлся первой главой дипломного проекта.

Этап 1: Подготовительный

В системе IQ300 я создал специальный аккаунт учебной группы и шаблон проекта, в котором каждая лабораторная работа представляет собой проектную задачу:

b_57b599c159f7a.jpg

Раскидал задачи в соответствии с учебным календарным планом:

b_57b599d76f230.jpgК каждой задаче я приложил методические указания, дополнительные материалы и чек-лист по задаче. Все, даже шаблоны на оформление отчета:

b_57b599ef095d5.jpg

В общем, шаблон проекта представляет собой всю информацию по учебному курсу: задачи на лабораторные работы, курсовой проект, литература для изучения. Отсутствуют только лекционные слайды, которые я выкладываю только после завершения лекционного курса:b_57b59a0509d14.jpgВ теории все выглядело очень круто. Руки чесались проверить теорию практикой.

Этап 2. Запуск проекта

Для экспериментов я выбрал маленькую группу, в которой всего 7 студентов и для каждого студента создал из разработанного шаблона отдельный проект, название которого соответствовало теме курсового проекта:

b_57b59a1cbad81.jpg

Студент начинал работу над курсовым проектом с первой задачи, первой лабораторной работы. Следующая задача автоматически ставится только после завершения первой.

В комментариях к задаче студенты оставляют отчеты по работе, выполненые в Google Docs, прямо в тексте которых я даю комментарии для исправлений или правлю небольшие ошибки:

b_57b59a2d48ff3.jpg

Также в системе я создал общий чат учебной группы для общих объявлений, в которой я предупреждал о возможных переносах занятий и выкладывал дополнительные материалы:

b_57b59a5920857.jpg

Основной объем работы по проектам студенты выполняют дома. На самих аудиторных занятия я веду работу “по отклонениям”: даю комментарии, которые тяжело описать или понять заочно; корректирую тексты в отчетах и так далее.

Выводы

Мне, как преподавателю, стало значительно проще управлять процессом. Я вижу прогресс по каждому проекту. Мне не нужно вспоминать уже выполненные работы, чтобы понять контекст рассматриваемой задачи. Все хранится в одном месте. Нет груды ненужных бумажных отчетов по лабораторным на рабочем столе (привет, экологи!).

Благодаря автоматическим отчетам нет проблем с объективностью выставления БРС (балльно рейтинговая система) каждый месяц и итоговой оценки по курсовому проекту. Экономится лошадиное количество времени.

В следующем семестре у меня будет две группы с курсовыми проектами и нет никаких сомнений в том, что я буду и дальше использовать систему в своем образовательном процессе. Благо больших групп в 20–30 голов уже нет.

Да здравствуют инновации и прогресс!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Андрей Сильянов
Не хотите ли провести курсы повышения информационной грамотности на химическом факультете МГУ? А то мы как в пещере там обучаемся. А требования преподавателей по форме отчетности о проделанной курсовой работе зачастую оказываются неудобными для нас - студентов, но в то же время являются неоспоримыми, по причине неумения преподавателей использовать компьютер.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
С одной стороны очень хочется ругать своих коллег-преподавателей за то, что мало кто из них задумывается об оптимизации своего учебного процесса: используются старые учебные материалы, программы не меняются годами и подстраиваются под новые учебные планы с минимальными усилиями. "Так работало 20 лет, зачем менять работающую схему".
С другой стороны сейчас сложилась такая ситуация, что во всех государственных вузах ключевые показатели для оценки преподавателей почти нигде не включают в себя показатели учебного процесса. Преподаватель, чтобы получать премию или занимать должность, постоянно должен писать научные статьи, монографии; получать патенты, авторские свидетельства; привлекать деньги в бюджет ВУЗа за счет хозрасчетных договоров и так далее. А если к этому добавить работу с документами при подготовках к постоянным сертификациям, аттестациям, аккредитациям, то времени на разработку новых учебных программ совсем не остается. Ну и молодежи в высшей школе сейчас очень мало. Средний возраст профессорско-преподавательского состава - 50 лет! Так что, к сожалению, имеем что имеем)
Ответить
Андрей Сильянов
Сейчас все меняется. На смену пожилым преподавателям приходят молодые. Но они тоже не спешат ничего оптимизировать. Они, к сожалению, сильно ограничены своей областью исследований и имеют слишком поверхностные знания информационных технологий. Очевидно, что чем быстрее и удобнее мы сможем работать с информацией, тем эффективнее будет работа. Самим им не хватает времени, чтобы заняться самообучением и разобраться в существующих системах. Но если бы кто-то их научил, было бы куда лучше для всех нас.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
с этим сложно спорить)
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Prolis Labkk
Все-таки, я не увидел ни системы управления проектами ни учебного проекта. Сервис - не плохой менеджер задач для совместной работы. Но в нем, например, нельзя спланировать управление проектом строительства дома.
Да и курс обучения, как ни крути, но это процесс, а не проект. Одни и те же последовательности задач для студентов и преподавателей (лекции, курсовая, коллоквиум, зачет) с одной целью сдачи сессии, меняются только названия.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Вы совершенно правы, учебный процесс - это конечно процесс, не зря он так и называется. С точки зрения учебного заведения.
В статье я не рассматривал весь учебный цикл (лекции, коллоквиумы, зачеты), только лабораторные работы и курсовые проекты. С точки зрения студента и меня, как преподавателя, каждая курсовая является уникальной по содержанию, имеет дедлайн. Это признаки проекта.
Кстати, уже давно в образовании пытаются ввести технологии проектного обучения. И в вузах можно встретить показатели по успешности внедрения таких технологий в учебные процессы.
Если говорить о комплексной автоматизации учебного процесса, то, конечно, нужна специализированная информационная система, но ее нет. В статье я хотел рассказать, что в моем учебном процессе я вижу локальную проблему, и я ее решаю с помощью доступного бизнес-инструмента. Так вышло, что я еще являюсь и разработчиком этого инструмента. Описанную схему можно было бы реализовать и любой другой системе (Мегаплан, Битрикс24, Asana) если бы там были шаблоны проектов).
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Пожалуйста не могли бы вы уточнить "нельзя спланировать управление проектом строительства дома". Хотелось бы понимать наши ограничения)
Вы имеете в виду финансовое планирование и управление ресурсами?
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Prolis Labkk
В основном да, ресурсы, управление изменениями и скопом проекта. Если строительство дома поручить столяру-арабу, каменщику- еврею и установщику пластиковых окон - китайцу, то замучаешься планировать правильную последовательность их взаимодействия с учетом их национальных праздников в системе управления задачами.
Так же в таск-менеджере нельзя распланировать, что если во время строительства будет наводнение, то ставим парус и уплываем в сухое место (риски).
Ответить
Михаил Бобошко
Попробуйте еще раз ;) - вы что то упускаете ...
Ответить
IPetrenko.com
Блогосфера и Blogger
Игорь Петренко
Вообще, это круто. Я учился в техникуме, то те же чертежи были только от руки. Случайно (то ли от лени, то ли от скуки) я нашел программу, которая как раз подходит для на - электриков. Принес преподавателяю, убедил ее. И вот уже 3 года студенты делают чертежи в электронке.

Я к чему это - инновации без инициативы не будет. Автору респект!
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
lissizza 16469
Это гениально! Люблю такие штуки )
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Рад что вам понравилось)
Ответить
Люба Тандит
Данный проект очевидно помогает улучшить организацию образовательного процесса. Структурирование задач, распределение их во времени, поэтапность и планомерность улучшает культуру работы над проектом. Удобно, что все материалы собраны в одном месте, ресурсе и потому нет необходимости искать их самостоятельно. Если студент что-то не расслышал на лекции из списка источников, то у него есть возможность обратиться к указанным в таблице материалам.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Все так и есть)
Ответить
Ilya Smirnov
Это отлично. А как проходит контроль выполнения задания?
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Если описывать подробно, то, обычно, перед занятием я открываю проект первого студента, открываю первую задачу, которую он отправил на проверку, смотрю приложенный материал (отчет).
Сам отчет находится в гуглдоке, прямо в нем я даю комментарии, делаю редактуру.
На самом аудиторном занятии я уже проверяю либо исправленный материал, либо даю более объемную консультацию.
Если у меня не остается вопросов к отчету, я принимаю задачу как выполненную.
Система фиксирует все активности по задачам проекта и их время, поэтому у меня всегда есть информация кто и когда какой этап проекта завершил.
Такая прозрачность процесса еще и мотивирует студента придерживаться графика сдачи задач.
Ответить
Ilya Smirnov
такое число задач помножить на 2-3 группы по 20-30 человек - не слишком много для одного преподавателя? не подумайте, я просто интересуюсь :)
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Да, вы правы, для 90 студентов описанный подход тяжело осуществлять. Но у нас таких потоков еще 4-5 лет не будет)
Ответить
Виктор Маскин
Google Classroom не слышали? Тем более для ВУЗа бесплатно)
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Слышал и пробовал и со стороны обучающего и со стороны обучаемого. Очень много ограничений сервиса, с которыми мне бы не хотелось считаться)
Ответить
Nina Shigina
В нашем вузе (пензГТУ) и многих других используется система управления обучением Moodle, в ней есть все необходимое и для управления проектом в том виде, как вы организовали курсовой (отдельные задания, которые можно отслеживать по времени выдачи и выполнения, система сбора отчетов с оценкой и рецензией, можно ограничить даже количество циклов их проверки, журнал с оценками). Система открытая и устанавливается в целом для всего вуза, причем функцию регистрации пользователей выполняет администратор образовательного портала (хотя бы часть технической работы снимется с преподавателя, что важно, особенно с учетом тенденции снижения часов на руководство курсовым проектом: 1,5 - 2 часа на студента хватит только чтобы написать ТЗ и проверить отчет). Есть бесплатные облачные варианты: MoodleCloud и Gnomio.
На мой взгляд, как у вашего подхода, так и в Moodle не хватает именно наглядных средств управления проектом: диаграммы Ганта, может быть доски Canban.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Moodle - хорошая система, я предлагал внедрить в нашем вузе еще 10 лет назад. Насколько я знаю, у нас ее даже использовали в подразделении по дистанционному образованию. Но сейчас Moodle не работает, либо обычным преподавателям не доступен.
Я преследовал 2 цели:
1) Дать студентам возможность увидеть, что такое инструменты проектного управления
2) Упростить себе жизнь, на основной работе я использую систему IQ300 и она позволяет под одной учетной записью вести деятельность в разных компаниях. Я в одном потоке могу видеть активности по своей основной работе и по работе своих студентов.
По поводу наглядных средств - в IQ300 есть и Ганта и Канбан:
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Спасибо за бесплатные облачные варианты Moodle!
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.