Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Система управления задачами и проектами
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
36
Эбиа

Эбиа

www.ebia.ru

23
Enlite

Enlite

enlited.ru

22
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

17
Venyoo

Venyoo

venyoo.ru

15
2.0

2.0

twozero.ru

14
SE Ranking

SE Ranking

seranking.ru

14
likearea

likearea

smm.li

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Relap

Relap

relap.io

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк во ВКонтакте

Как я прокачал учебный процесс в ВУЗе с помощью облачного сервиса

1 591 19 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
В этой статье описан личный опыт использования облачной системы управления проектами в учебном процессе университета. Статья может быть интересна аспирантам, преподавателям, доцентам институтов и университетов.

Так вышло, что я уже более 12 лет занимаюсь обучением студентов, преподавал более 10 дисциплин, писал и читал лекции, разрабатывал учебные программы, курсовые проекты, имею ученую степень кандидата технических наук и звание доцента по кафедре “Прикладная информатика и управление” Казанского федерального университета.

Последнее время я читаю курсы “Проектирование и архитектура программных систем” и “Управление программными проектами”. По обеим дисциплинам учебным планом предусмотрены курсовые проекты. И в какой то момент времени мне пришло в голову, что совсем неплохо было бы применить классические подходы в управлении проектами в управлении курсовыми проектами.

Несмотря на сомнительную свежесть и кажущуюся очевидность такого решения на практике все осложняется идеологической пропастью между учебным и классическим проектом. В учебном процессе, к сожалению, курсовой проект (да и дипломный тоже) — это слабоформализованная большая лабораторная работа, которая в 90% случаев выполняется за пару дней до сдачи (дедлайна), а бывает что и после.

Под конец семестра я, как преподаватель, оказываюсь заваленным электронными письмами студентов с кусками пояснительных записок по проектам разной степени готовности. Интенсивность такого потока в какой-то момент времени даже вынудила меня завести специальный электронный ящик под курсовые проекты. Но этого было недостаточно.

Электронная почта вообще, по моему мнению, должна выполнять очень узкую функцию уведомлений, а более сложные процессы должны выполнятся с помощью специализированных инструментов.

Я решил, что с этим пора кончать и нужно привести в порядок и эту часть моей профессиональной деятельности. С этой целью я переработал всю учебную программу по дисциплине. В курсе помимо проекта также присутствуют и лабораторные работы. Я переработал все лабораторные работы таким образом, чтобы каждая работа являлась частью курсового проекта. А сам курсовой проект являлся первой главой дипломного проекта.

Этап 1: Подготовительный

В системе IQ300 я создал специальный аккаунт учебной группы и шаблон проекта, в котором каждая лабораторная работа представляет собой проектную задачу:

b_57b599c159f7a.jpg

Раскидал задачи в соответствии с учебным календарным планом:

b_57b599d76f230.jpg

К каждой задаче я приложил методические указания, дополнительные материалы и чек-лист по задаче. Все, даже шаблоны на оформление отчета:

b_57b599ef095d5.jpg

В общем, шаблон проекта представляет собой всю информацию по учебному курсу: задачи на лабораторные работы, курсовой проект, литература для изучения. Отсутствуют только лекционные слайды, которые я выкладываю только после завершения лекционного курса:

b_57b59a0509d14.jpgВ теории все выглядело очень круто. Руки чесались проверить теорию практикой.

Этап 2. Запуск проекта

Для экспериментов я выбрал маленькую группу, в которой всего 7 студентов и для каждого студента создал из разработанного шаблона отдельный проект, название которого соответствовало теме курсового проекта:

b_57b59a1cbad81.jpg

Студент начинал работу над курсовым проектом с первой задачи, первой лабораторной работы. Следующая задача автоматически ставится только после завершения первой.

В комментариях к задаче студенты оставляют отчеты по работе, выполненые в Google Docs, прямо в тексте которых я даю комментарии для исправлений или правлю небольшие ошибки:

b_57b59a2d48ff3.jpg

Также в системе я создал общий чат учебной группы для общих объявлений, в которой я предупреждал о возможных переносах занятий и выкладывал дополнительные материалы:

b_57b59a5920857.jpg

Основной объем работы по проектам студенты выполняют дома. На самих аудиторных занятия я веду работу “по отклонениям”: даю комментарии, которые тяжело описать или понять заочно; корректирую тексты в отчетах и так далее.

Выводы

Мне, как преподавателю, стало значительно проще управлять процессом. Я вижу прогресс по каждому проекту. Мне не нужно вспоминать уже выполненные работы, чтобы понять контекст рассматриваемой задачи. Все хранится в одном месте. Нет груды ненужных бумажных отчетов по лабораторным на рабочем столе (привет, экологи!).

Благодаря автоматическим отчетам нет проблем с объективностью выставления БРС (балльно рейтинговая система) каждый месяц и итоговой оценки по курсовому проекту. Экономится лошадиное количество времени.

В следующем семестре у меня будет две группы с курсовыми проектами и нет никаких сомнений в том, что я буду и дальше использовать систему в своем образовательном процессе. Благо больших групп в 20–30 голов уже нет.

Да здравствуют инновации и прогресс!

+11
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Первые Новые Популярные
Андрей Сильянов
Не хотите ли провести курсы повышения информационной грамотности на химическом факультете МГУ? А то мы как в пещере там обучаемся. А требования преподавателей по форме отчетности о проделанной курсовой работе зачастую оказываются неудобными для нас - студентов, но в то же время являются неоспоримыми, по причине неумения преподавателей использовать компьютер.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
С одной стороны очень хочется ругать своих коллег-преподавателей за то, что мало кто из них задумывается об оптимизации своего учебного процесса: используются старые учебные материалы, программы не меняются годами и подстраиваются под новые учебные планы с минимальными усилиями. "Так работало 20 лет, зачем менять работающую схему".
С другой стороны сейчас сложилась такая ситуация, что во всех государственных вузах ключевые показатели для оценки преподавателей почти нигде не включают в себя показатели учебного процесса. Преподаватель, чтобы получать премию или занимать должность, постоянно должен писать научные статьи, монографии; получать патенты, авторские свидетельства; привлекать деньги в бюджет ВУЗа за счет хозрасчетных договоров и так далее. А если к этому добавить работу с документами при подготовках к постоянным сертификациям, аттестациям, аккредитациям, то времени на разработку новых учебных программ совсем не остается. Ну и молодежи в высшей школе сейчас очень мало. Средний возраст профессорско-преподавательского состава - 50 лет! Так что, к сожалению, имеем что имеем)
Ответить
Андрей Сильянов
Сейчас все меняется. На смену пожилым преподавателям приходят молодые. Но они тоже не спешат ничего оптимизировать. Они, к сожалению, сильно ограничены своей областью исследований и имеют слишком поверхностные знания информационных технологий. Очевидно, что чем быстрее и удобнее мы сможем работать с информацией, тем эффективнее будет работа. Самим им не хватает времени, чтобы заняться самообучением и разобраться в существующих системах. Но если бы кто-то их научил, было бы куда лучше для всех нас.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
с этим сложно спорить)
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Все-таки, я не увидел ни системы управления проектами ни учебного проекта. Сервис - не плохой менеджер задач для совместной работы. Но в нем, например, нельзя спланировать управление проектом строительства дома.
Да и курс обучения, как ни крути, но это процесс, а не проект. Одни и те же последовательности задач для студентов и преподавателей (лекции, курсовая, коллоквиум, зачет) с одной целью сдачи сессии, меняются только названия.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Вы совершенно правы, учебный процесс - это конечно процесс, не зря он так и называется. С точки зрения учебного заведения.
В статье я не рассматривал весь учебный цикл (лекции, коллоквиумы, зачеты), только лабораторные работы и курсовые проекты. С точки зрения студента и меня, как преподавателя, каждая курсовая является уникальной по содержанию, имеет дедлайн. Это признаки проекта.
Кстати, уже давно в образовании пытаются ввести технологии проектного обучения. И в вузах можно встретить показатели по успешности внедрения таких технологий в учебные процессы.
Если говорить о комплексной автоматизации учебного процесса, то, конечно, нужна специализированная информационная система, но ее нет. В статье я хотел рассказать, что в моем учебном процессе я вижу локальную проблему, и я ее решаю с помощью доступного бизнес-инструмента. Так вышло, что я еще являюсь и разработчиком этого инструмента. Описанную схему можно было бы реализовать и любой другой системе (Мегаплан, Битрикс24, Asana) если бы там были шаблоны проектов).
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Пожалуйста не могли бы вы уточнить "нельзя спланировать управление проектом строительства дома". Хотелось бы понимать наши ограничения)
Вы имеете в виду финансовое планирование и управление ресурсами?
Ответить
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
В основном да, ресурсы, управление изменениями и скопом проекта. Если строительство дома поручить столяру-арабу, каменщику- еврею и установщику пластиковых окон - китайцу, то замучаешься планировать правильную последовательность их взаимодействия с учетом их национальных праздников в системе управления задачами.
Так же в таск-менеджере нельзя распланировать, что если во время строительства будет наводнение, то ставим парус и уплываем в сухое место (риски).
Ответить
IPetrenko.ru
Блогосфера и Blogger
Игорь Петренко
Вообще, это круто. Я учился в техникуме, то те же чертежи были только от руки. Случайно (то ли от лени, то ли от скуки) я нашел программу, которая как раз подходит для на - электриков. Принес преподавателяю, убедил ее. И вот уже 3 года студенты делают чертежи в электронке.

Я к чему это - инновации без инициативы не будет. Автору респект!
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
lissizza
Это гениально! Люблю такие штуки )
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Рад что вам понравилось)
Ответить
Люба Тандит
Данный проект очевидно помогает улучшить организацию образовательного процесса. Структурирование задач, распределение их во времени, поэтапность и планомерность улучшает культуру работы над проектом. Удобно, что все материалы собраны в одном месте, ресурсе и потому нет необходимости искать их самостоятельно. Если студент что-то не расслышал на лекции из списка источников, то у него есть возможность обратиться к указанным в таблице материалам.
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Все так и есть)
Ответить
Ilya Smirnov
Это отлично. А как проходит контроль выполнения задания?
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Если описывать подробно, то, обычно, перед занятием я открываю проект первого студента, открываю первую задачу, которую он отправил на проверку, смотрю приложенный материал (отчет).
Сам отчет находится в гуглдоке, прямо в нем я даю комментарии, делаю редактуру.
На самом аудиторном занятии я уже проверяю либо исправленный материал, либо даю более объемную консультацию.
Если у меня не остается вопросов к отчету, я принимаю задачу как выполненную.
Система фиксирует все активности по задачам проекта и их время, поэтому у меня всегда есть информация кто и когда какой этап проекта завершил.
Такая прозрачность процесса еще и мотивирует студента придерживаться графика сдачи задач.
Ответить
Ilya Smirnov
такое число задач помножить на 2-3 группы по 20-30 человек - не слишком много для одного преподавателя? не подумайте, я просто интересуюсь :)
Ответить
IQ300
Система управления задачами и проектами
Хамадеев Шамиль
Да, вы правы, для 90 студентов описанный подход тяжело осуществлять. Но у нас таких потоков еще 4-5 лет не будет)
Ответить
Виктор Маскин
Google Classroom не слышали? Тем более для ВУЗа бесплатно)
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать