Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
236 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Девять правовых советов мобильным разработчикам

Всем привет! Мы проанализировали последние 50 наших консультаций по вопросам от разработчиков мобильных приложений и подготовили немного самых важных юридических советов, которые будут Вам полезны.

Самые распространенные вопросы и проблемы, с которыми к нам в ITdoc обращаются — это вопросы о том, с какой стороны вообще подойти к юридической стороне бизнеса, как с правовой точки зрения организовать свой ИТ-проект.

Эти вопросы возникают как у начинающих разработчиков, так и у крупных студий, когда у них начинаются проблемы. Не советую доводить до последнего, потому что тогда цена решения проблемы резко возрастает для бизнеса: вы влили денег в рекламу, во всю идёт кампания, а в этот момент стор удаляет приложение... теперь в авральном режиме надо его восстанавливать, вносить правки в бизнес-процессы, привлекать разработчиков, разрабатывать документы, отвечать на претензии пользователей... в общем, мы были в таких ситуациях и могу сказать, что для предпринимателей — это бывает жуткий стресс-тест. А достаточно просто подготовиться заранее.

Каждый из нас хочет иметь как можно больше ресурсов, иметь как можно меньше проблем, высоко цениться и просто быть счастливым. Надеюсь, наши советы помогут Вам избежать проблем и приблизиться к заветному: )

Совет № 1.



Здесь всё очень просто: Google Play, App Store — исключительно платформы цифровой дистрибуции приложений (распространитель), а Вы являетесь правообладателем приложения (продавцом). Следовательно, чтобы распространять свой продукт через сторы — Вы должны соответствовать их требованиям и правилам, определенным в соглашениях с разработчиками:

  1. Правила Google Play
  2. Правила App Store

Хочу обратить внимание, что все отношения между Вами и стором регулируются законами США и штата Калифорния, по своей сути все соглашения и политики корпораций Google LLC и Apple Inc. образуют транснациональную отрасль права.

Если Ваше приложение не соответствует указанным требованиям, то при первичном машинном ревью, где формально проверяется приложение — стор не пропустит Ваш продукт, либо при последующих ревью удалит его.

Совет № 2.



Важно продемонстрировать, что это живой проект и его цель не нарушение законов, мошенничество или обман. Для этого идеально подходит сайт, пусть даже бесплатный, кривой, косой и минималистичный, но у нас цель показать, что Вы — реальный человек или организация и не выдаёте себя за другое лицо.

Поэтому, важно указать на сайте контактную информацию о себе, к примеру, краткое описание продукта, электронную почту или номер телефона, адрес, а также опубликовать правовую информацию. Ссылки на социальные сети будут очень кстати.

Совет № 3.



Google в правилах пишет следующее по этому вопросу:

В политике конфиденциальности и в информации об использовании личных данных, размещенной в самом приложении, нужно подробно объяснить, как собираются, применяются и передаются пользовательские данные и кто может получить к ним доступ. Обратитесь к юристу за консультацией

Здесь важно понимать кто является целевой аудиторией и кто является правообладателем продукта. К примеру, если ЦА и правообладатель из ЕС, то надо делать упор на Privacy policy с учётом положений GDPR, если США, то с положениями законов США, а если РФ, то — РФ.

Если Вы как правообладатель находитесь в РФ, то Вам необходима политика по обработке персональных данных, даже если Вы — физическое лицо, то Вы можете являться оператором обработки персональных данных.

Как ранее я указывал, Google LLC и Apple Inc. действуют в соответствии с требованиями законов США, поэтому идеальным вариантом является подготовка для приложения как Privacy policy (в соответствии с требованиями США и ЕС), так и политики по обработке персональных данных (если Вы в РФ).

Без публикации этого у Вас не получится пройти первичное автоматическое ревью стора. В худшем случае, если у Вас нет сайта, то Вы можете опубликовать политику в. pdf на Google Drive и расшарить файл для всех, а при оформлении приложения — указать ссылку на этот файл.

Совет № 4.



Как было сказано ранее: Вы — продавец и правообладатель, а значит всю ответственность за продукт несёте Вы, в том числе перед пользователем. И ваши отношения должны быть оформлены, если нет — то регулируется всё общими положениями законов и налоговыми органами трактуются как им заблагорассудится, что вероятнее всего будет не в Вашу пользу.

Пользовательское соглашение является тем самым правовым основанием получения Вами денег от пользователя и призвано урегулировать все эти вопросы, снять с Вас ответственность, которую я уверен, Вы не хотите нести.

Здесь точно также как и с персональными данными: если Вы находитесь не в РФ или Ваш продукт рассчитан на зарубежную аудиторию, то необходимо позаботиться о том, чтобы было соответствие пользовательского соглашения местным законам и имеет смысл опубликовать Terms&Conditions или хотя бы EULA + пользовательское соглашение в соответствии с законами РФ (если Вы или аудитория в РФ).

Совет № 5.



Это критично важное требование сторов и законов (как в РФ, так и в США, и в ЕС).

Нельзя делать browse-wrap по типу «Нажимая кнопку „Далее“ — Вы соглашаетесь с условиями, политиками, требованиями, желаниями и передаёте всю недвижимость».

Нельзя делать предустановленные отметки о согласии с пользовательским соглашением или политиками, это должно быть волеизъявление пользователя, что он согласен.

Установлено, что можно только делать чек-бокс и ссылку на документ, с которым соглашается пользователь. При этом, запрос должен быть сформулирован предельно ясно и чётко, подкреплён волевым действием пользователя.

Иногда это влияет на лояльность пользователей и конверсию ЦА, потому что пользователи не любят ставить галочки и совершать лишние действия, это их пугает. Всё же мы настоятельно не рекомендуем забивать на это требование и если у Вас есть идея компромиссного решения — прошу напишите мне, мы это обсудим!

Совет № 6.



В политике конфиденциальности (Privacy policy и политике по обработке персональных данных) важно указывать какие данные пользователя собираются и кому передаются.

Всё должно быть максимально прозрачно.

Для примера: Вы разработали игру на Unity, а монетизируете рекламой от Appodeal. Даже если Вы сами не собираете вообще никаких данных, то Unity и Appodeal — делают это (рекламный ID пользователя, информация об оборудовании, времени и месте использования приложения и т.д.). Не стоит это скрывать, лучше откровенно написать об этом в политике и предупредить пользователя.

Совет № 7.



Это банально, но если у Вас цель — заработать деньги, то не стоит пытаться обманывать и нарушать законы, использовать чужие авторские и исключительные права.

Не думайте, что никто не заметит или «и так прокатит» потому что в самый неблагоприятный момент — это сыграет злую шутку. В этом совете речь идёт не только фишинг, отъявленный сбор данных кредитных карточек, но и использование фотографий и контента, принадлежащих третьим лицам, создание полного клона чужого приложения, содержание порнографического контента, нарушение возрастного ценза и т.д.

Это не только репутационные риски и принесет удаление приложения, блокировку всех аккаунтов разработчика, но и высокие штрафы с ответственностью за нарушения.

Совет № 8.



Один из первых вопросов, когда начинаем общение с клиентами «Кто правообладатель?». Правообладатель — это то лицо, которое обладает исключительными правами на продукт.

Если разработчик как физическое лицо создал продукт и опубликовал — он является правообладателем. Если заказчик заключил договоры по которым заказал разработку, разработчик написал код, дизайнер разработал дизайн и интерфейс, т.д. — правообладателем становится заказчик.

Без договора между заказчиком и исполнителем (допустим, фрилансером) — исключительные права могут заказчику не перейти, а значит впоследствии исполнитель как правообладатель (автор и создатель результата интеллектуального труда) сможет обратить в суд за защитой нарушенных прав и интересов с иском к заказчику, когда продукт будет востребованным и популярным.

В этом вопросе каждый случай и риски следует рассматривать индивидуально, потому что зависит от многих факторов и отношений между заказчиком и исполнителем. НО в любом случае, даже если заказчик выйграет суд, то он потратит много ресурсов (сил, времени, денег) на это, не проще ли заранее заключить договор с исполнителем и спать спокойно?...

И к тому же, если заказчик решит продать своё продукт за $1 000 000 крупному игроку, то как он это сделает, если юридически он не обладает исключительными правами и не подтверждающих документов?

Вопрос о правообладателе исключительных прав — крайне важная тема, так как именно из него определяются лица, ответственные за приложение, какие риски возникают при его функционировании, какие правильно выстроить отношения с пользователем, как правильно выбрать налогообложение и какие санкции будут применяться в случае нарушения законов.

Совет № 9.



Если Ваше приложение удалили, значит оно нарушает правила стора или законы. Это могло быть в результате автоматического ревью, но чаще по жалобе пользователей.

Не всегда понятно по какой причине это произошло и что конкретно нарушено, что исправлять. В руководстве для разработчиков App Store есть интересная позиция:

Мы будем отклонять любые приложения за содержание или характеристики, которые, по нашему мнению, переходят черту. Вы спросите, какую черту? Итак, как однажды сказал судья Верховного суда: «Пойму, когда увижу». И мы считаем, что вы сами также поймёте, когда перейдёте черту.

В таком случае мы сами проводим собственное ревью и указываем на допущенные Вами ошибки, которые могли привести к удалению, а потом контролируем их устранение и прохождение апелляции.

Спорить с модераторами стора можно только, если вы уверены в своей правоте на 100%. И если вас уже ловили на нарушениях, ни к чему хорошему общение с модераторами не приведет. Могут сразу заблокировать аккаунт разработчика.

P.S. И ещё один не правовой, но важный совет



Каждый хочет высоко цениться и чтобы его приложение было в топе, чтобы пользователи платили и ждали следующие продукты, другие разработчики восторгались кодом, а дизайнеры падали в обморок от гениальности. В общем, быть рок-звездой в IT.

За 3 года существования проекта ITdoc — мы работали более чем с 300 IT-проектами, во многих лично я участвовал в качестве бизнес-консультанта. Могу сказать, что порой очень неожиданные проекты «выстреливают», потому что у организатора — огонь в глазах от своей идеи, он горит изменить этот мир и свою жизнь. Поэтому, если у Вас есть идеи и хотя бы минимальные ресурсы, чтобы пробовать — смело делайте это, творите, будьте крутым, ведь никто кроме Вас это не сделает!

Развивайтесь, творите, создавайте и живите счастливой жизнью, а правовые вопросы и проблемы — оставьте нам: )

Успехов,
с уважением, Журлов Никита,
проект ITdoc.

P.s.s. При оформлении использованы иконки: Aneeque Ahmed, Eucalyp, Aisyah, Adrien Coquet from the Noun Project, Copyright Icon by Google Inc.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
ITdoc
Legal, Business consulting for IT
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.