Как критиковать, чтобы не было обидно
Часто вижу, что люди критикуют так, что даже мне становится неприятно:
— Твои шрифты отстой! Это все ерунда, надо переделать.
Это значит «я такой крутой, а ты даже шрифт выбрать не можешь». Такая критика не помогает сделать работу лучше.
Я считаю, многие не понимают, зачем нужна критика, и как критиковать так, чтобы человеку было приятно. Расскажу, как я сам использую критику на работе и в отношениях с людьми.
Зачем критиковать
В моей школе учительница биологии зачитывала перед классом все ошибки после контрольной. Все смеялись, кроме того, чьи ошибки зачитывали. Не знаю, о чем думала училка, но вряд ли она надеялась на терапевтический эффект смеха. Логика здесь такая: человек ошибся → надо показать, как сильно он не прав → надо раздавить его работу → ха-ха, как можно было написать такой бред.
Я думал, только училки издеваются над детьми, но оказалось, что так делают многие. Даже в больших и умных компаниях глумятся над чужими ошибками.
Другая история. Как-то в аспирантуре я принес первую статью научному руководителю. Статья была ужасной, и я был готов терпеть унижения. В черновике не осталась чистого места от красных пометок, но я был так доволен, что не мог дождаться, когда доберусь до компьютера и начну переписывать. У моего профессора не было никакой магии и вдохновляющих речей. Он просто показал, что я уже сделал хорошо и как это сделать еще лучше.
Разница в том, как учительница и руководитель понимали критику. Первая считала, что надо пристыдить, второй, что надо помочь. Оба варианта помогают исправить ошибки, но второй способ более дальновидный. И вообще. Обижать людей плохо.
Как критиковать
К счастью, мой научрук был умнее училки по биологии, поэтому я не только исправил статью, но и закончил аспирантуру. Он умел критиковать так, чтобы студенты росли профессионально.
Вот правила критики, которым я тогда научился, и которые теперь стараюсь использовать в работе и любых отношениях с людьми. Их всего три:
- Не нравится — скажи
- Критиковать только работу
- Критиковать в косвенной форме
Не нравится — скажи
Это самое важное правило критики, которым я всегда пренебрегал. Раньше мне казалось, что лучше промолчать, потому что критикой легко обидеть. Лучше пустить дело на самотек, вдруг прокатит. Из-за этого у меня копилось непонимание с коллегами, которое в итоге могло перерасти в конфликт.
На одной работе я с дизайнером делал промостраницу. Подготовили прототип, придумали тексты, дизайнер ушел раскрашивать. Я видел, что он сильно пошел не туда, но промолчал. А вдруг я просто чего-то не понимаю? В итоге клиент был недоволен страницей, а дизайнер — мной. Я сдуру ляпнул, что да, ошибка была очевидной же. А что мешало раньше сказать?
Мешает ответственность. Когда критикуешь, то сразу берешь ее на себя. После этого уже нельзя будет сказать «а почему не сделали по-другому?»
Ответственность — тема для отдельной статьи. А чтобы не выглядеть глупо самому и не обидеть другого, есть еще два правила. Расскажу о них дальше.
Критиковать только работу
Чтобы не обидеть человека критикой, не переходите на личности. Вы же критикуете работу, а не самого человека.
Исключение может быть, если вы критикуете именно человека. Например, дизайнер постоянно косячит, потому что опаздывает на встречи и не слушает клиента. Но и в этом случае обсуждать лучше не человека, а конкретные аспекты его поведения. Не «из-за тебя проваливаются все встречи», а «ты часто опаздываешь. Почему?»
Типичный фрилансер чаще всего слышит от заказчика фразу «а вы точно дизайнер? Мой ребенок нарисует лучше». Заказчики любят такое, потому что так они сразу ставят себя выше исполнителя. Ты не разбираешься в его работе, но сразу оказываешься победителем: он хуже ребенка, а ты все понимаешь. Как будто.
Такой подход не мотивирует работать лучше и не показывает, что именно надо исправить. Поэтому, обсуждая или принимая работу, о своем эго надо забыть. Чтобы работа стала лучше, обсуждайте работу, а не работника.
Критикуем личность:
— Ну кто так рисует?— Это вы где вообще такое прочитали?— Ужасный макет. Вы вообще раньше работали?
Критикуем работу:
- Вот этот вариант мне нравится больше. Давайте двигаться в эту сторону.
- Текст хорошо написан, но информация в нем не совсем верная.
- Мне кажется, вы не до конца поняли цели сайта. Давайте обсудим еще раз.
Критиковать в косвенной форме
Есть такой прием: сначала похвали, чтобы критика прозвучала не так обидно. Часто выглядит это так:
— Ты сегодня хорошо выглядишь. Но твой макет — это полный бред. Переделывай.
Это хорошее правило, полезное, но оно не учитывает текущую ситуацию. Из-за этого похвала выглядит глупой и нарочитой. В следующий раз, услышав от вас комплимент, человек подумает: «Ну вот, сейчас будут ругать».
Чтобы такого не было, хвалить надо именно ту работу, которую вы собираетесь критиковать. Заходите с другой стороны:
— Это хороший логотип. Стройный и стал больше. Для буклета это был бы идеальный вариант. Но на текущий сайт такой вариант не подойдет.
Мы все стараемся не работать с полными психами. И если уж исполнитель сделал что-то не то, наверное, он взял это не с потолка. Например, у задачи было 10 критериев, а исполнитель учел только 9. То есть выполненной задачу назвать нельзя, но и полностью провальной тоже. Критикуя такую работу, отмечайте ее положительные стороны — те самые девять критериев, и обращайте внимание на то, чего не хватает.
На практике
Проверить, по делу вы критикуете или нет, довольно просто. Спросите себя: мой комментарий поможет человеку стать лучше?
Бесполезная и обидная критика:
— Это самый ужасный шрифт. Не понимаю, как ты вообще его выбрал
— Я же говорил, что логотип надо увеличить.
— Текст скучный. Одна вода
Попробуем помочь человеку решить задачу и вырасти над собой:
— Этот шрифт не подходит для сайта — он красивый, но читать его сложно. А нам надо, чтобы вчитывались в текст.
— Я вижу, ты увеличил логотип. Смотрится гармонично, но я уверен, что клиент попросит увеличить еще больше.
— Текст по делу, много хороших идей. Но не хватает примеров, поэтому читателю будет сложно примерить его на свою ситуацию.
Как принимать критику
Принимать критику сложно, потому что обе стороны воспринимают ее как личное дело.
Заказчик: этот проект так важен для меня, ошибки недопустимы. Он что, глупый?Исполнитель: я хорошо знаю свою работу, а он лезет с правками. Он что, глупый?
Чтобы научиться критиковать, надо уметь ставить себя на место критикуемого и спокойно относиться к комментариям. Здесь действует правило эмоциональной корректности. Это значит, что когда злобный клиент кричит, что дизайнеру надо сломать ноги, на самом деле он имеет в виду совсем другое: он недоволен, и проект надо переделать.
Помните, что человек очень неумело, но вполне искренне пытается помочь вам сделать работу лучше. Ноги останутся на месте.
Часто мы критикуем, чтобы доказать правоту и погладить эго. Такая критика всегда будет неприятной, какими бы правилами мы ни пользовались. Может быть, вы и правы, но задача-то в другом. Задача — сделать проект лучше.
Прежде чем критиковать, подумайте, можете ли вы помочь. Если нет, то это не критика, а ссора. Будьте полезны и не критикуйте ради удовольствия.