Есть возможность не стать заложником своего бизнеса?
Если рассматривать организацию на начальных этапах, то как правило, она не имеет работающих норм, правил, политики, системы принятия решений и их реализации. Если что-то и существует, то, возможно, только на бумаге. Все ваши рабоче процессы проходят по наитию.
Отстутствует организационная структура, система контроля и вознаграждения. Вся власть в руках владельца, и кроме того, малейшее посягательство на кусочек власти, могут привести в ярость. Конечно, ведь именно это его заслуга, что компания успешна и идет наращивание прибыли! И поэтому именно он, в зависимости от настроения, может решить кого вознаградить за работу, под внезапным спонтанным порывом! Как правило, обычно вознаграждение не зависит от вклада сотрудника в проделанной работе.
На более позднем этапе предприятие расширяется и уже прежний подход не работает. Растет бизнес и растет количество проблем, которые постоянно требуют немедленных решений. К сожалению, в сутках 24 часа и времени не хватает, даже если освободить определенное количество, урезав сон и приемы пищи. Владелец становится физически не способен контролировать всех и вся. Он пытается делегировать свои полномочия, но у него ничего не выходит, поскольку он борется с самим собой и безудержное желание все контролировать в конце-концов победит. В итоге, он отбирает назад все данные полномочия и если кто-то будет сопротивляться, получит взбучку.
Такую ситуацию можно наблюдать с завидным постоянством. Руководитель стремится себя немного разгрузить и затем опять убирает децентрализацию. Работники уже не реагируют на подобное, ведь у них уже выработался инстинкт самосохранения.
Босс же постоянно нервничает, те моменты, когда он удовлетворен работой топ-менеджеров, крайне редкие, он считает, что их идеи не достаточно креативны, он выкладывается до конца, они - нет и пр. Руководитель начинает выгорать, несмотря на хорошие показатели работы проекта, становится подавленным, раздражительным. И т.о. босс становится заложником данной ситуации - попадает в Ловушку основателя. Он сам того не желая, вносит в работу компании хаос и данная ситуация не изменится, пока руководитель не изменится и не осуществит интеграцию. Иначе компанию ждет мучительная медленная смерть.
Что нужно сделать, чтобы не попасть в Ловушку основателя?
- Своевременно адаптируйте миссию и организационную структуру, согласно потребностям рынка. Ваша организационная культура была построена вокруг людей, когда вы только начинали свое дело. Теперь перед вами стоят совершенно другие задачи, чем были на начальном этапе. Для того, чтобы быть эффективным, необходимы изменения. Организационная структура должна быть вокруг задач, а не вокруг людей.
- Расставляйте правильно приоритеты. В начале своей деятельности многие, упиваясь своей гениальностью, считают, что им море по колено. И они сегодня хватаются за одну благоприятную возможность, потом за другую. Сегодня компания занимается ресторанным бизнесом, завтра продажей автозапчастей, а послезавтра - становится агенством по недвижимости. Распыляться не нужно! Ведь риски велики и прибыль может не увеличиваться. Гораздо разумнее расставить приоритеты и двигаться в одном направлении, а не пытаться захватить все.
- Вам необходимо сформировать прозрачную систему вознаграждения. Вознаграждения не должны быть спонтанными, все люди любят "ясность". Работники должны четко понимать, за что они получают премии и бонусы. В другом случае, люди могут потерять мотивацию, когда одних вознаграждают, а других нет.
- Адекватно оцените время на решение задач. Не требуйте решить задачу за один день, когда на это понадобиться 3. Ведь вы ничего не добьетесь этим, разве что дезинтеграции. Вы будете думать, что ваши работники лентяи и саботажники, а на самом деле они полностью выкладываются.
- У вас избыток витамина Е, компенсируйте его! Многие руководители являются предпринимателями, а вот с витамином А (Администрированием) обычно возникают проблемы. Чтобы укрепить тылы и повысить эффективность, надо найти человека, который компенсирует недостаток витамина. Одна из типичных ошибок руководителей - они выбирают людей, похожих на себя, да, решать проблемы будет проще, но если это человек генерирует такие же идеи как и вы, то он бесполезен! Нужен тот, кто умеет делать те вещи хорошо, которые у владельца компании получаются не очень.
- Вам необходимо поддерживать культуру взаимного уважения и доверия. Какая может быть эффективная команда, если люди не доверяют друг другу.
Если же компания все же попала в западню, принимайте спасательные меры! Какие? «Для того чтобы компания смогла сохранить заработанное тяжелым трудом богатство, она должна перейти от управления на основе интуиции и от управления на основе занимаемого положения к более профессиональному менеджменту» - говорит Ицхак Адизес.
Первое, ограничьте себя (босса) от интеграционного процесса. Попытки разрулить ситуацию уже были и это ни к чему не привело. Не занимайтесь самолечением. Если не привлечь к решению проблемы консультанта извне, считайте, что годы жизни вашего проекта сочтены. Наберитесь смелости, обратитесь к специалисту и обязательно найдите того, кому доверяете, тогда процесс выздоровления займет гораздо меньше времени.