Ятрогения в маркетинге, или Почему узкие фрилансеры гробят бизнес
Сейчас будет пол литра водяного текста о российских реалиях не по теме, но ты потерпи, это нужно) А потом по теме
Недавно я сходил к стоматологу для профилактики. Обнаружили пульпит - удалили нерв. Хорошо что заметили. Посоветовали сходить к зубному хирургу - проконсультироваться по поводу уздечки под губами которые, вероятно, оттягивают десна и оголяют зубы.
Рекомендация хирурга: "лучше резать чем не резать". Хм.. ну ок, пока не буду спешить. "Что-то нижние резцы поворачиваются - проконсультируйся с ортодонтом." Рекомендация: снести к херам 4 зуба мудрости, а че, они все равно не принимают участие в жевании. Хм, а как же тот факт, что человеческий организм устроен "органично", что нет у него лишних ненужных частей? Ладно проехали.
Ортодонт: Что то у тебя десна красноватые, сходи к парадонтологу.
Парадонтолог:
- Вот тебе список лекарств, иди и лечи.
- Ок, спасибо. А знаете что еще хотел спросить, вот мне ортодонт советует удалять зубы мудрости, что вы думаете по этому поводу?
- Ну у тебя имеются все 4 зуба мудрости, антагонисты, по парам. Ну и вроде как они не толкаются, стоят нормально. Не спеши пока, если резцы будут и дальше ехать - тогда можно и подумать уже серьезнее об этом. (Примечание: парадонтолог не заинтересован в этом, поэтому не заинтересован и в их удалении)
К чему я тут развел эту дискуссию?
Есть такое понятие "ятрогения", когда врач хочет принести пользу, но вместо этого наносит вред. Особенно распространено в медицине. Даже в клятве Гиппократа сказано "не навреди". Так вот, часто врачи специализируются в одной области, оно и понятно, все знать и уметь во всех сферах медицины сложнее чем то же самое, но в одной узкой области. Благодаря этому возникает фокусировка врача на своей области, некая призма, через которую он пропускает все что видит. Так же как молоток кругом видит гвозди.
Другой интересный момент состоит в том, что если ты придешь к врачу, он не скажет тебе "постой, давай позволим твою организму восстановиться самостоятельно" (не будем брать в расчет экстренные случаи типа переломов или копья в спине), нет, за это ему денег не заплатят, и не возникнет ощущение бурной деятельности и собственной важности.
Если армия идет на войну и одерживает победу - ее возносят до небес, уважение льется рекой. Но что будет если командующий в самом начале одумается и скажет: "стой, давай не пойдем воевать" - и ничего не произойдет. Что скажут тогда? Ни-че-го.
Эй парень, ты к чему это клонишь, - говорит голос в твоей голове. - При чем тут маркетинг и фриланс?
Теперь представь ситуацию: Ты продаешь гравировальные станки по всему СНГ. Захотел роста. Сходил послушал умных ребят, они сказали нужно пилить сайт, СММ кампанию запускать, Директ настраивать, и еще список длиной до пола. Ок, ты же за это деньги отдал, время вложил, не пропадать же - надо действовать.
Находишь эсэмэмщика, даешь задание - он покорно исполняет - любой каприз за ваши деньги.
Но вот что-то только нет отдачи, выхлопа ровно столько, сколько у заглушенной машины. Хм.. херню посоветовали? Но вон у того парня то сработало с его елками на новый год, и у той девчонки с вязанными шапками. Так, тааак...
Спрашиваешь эсэмэмщика:
-Эй парень, где порш который я должен был уже купить?
- Ну просто ваш товар не совсем подходит для продвижения в соцсетях, тут хотя бы надо контентом греть, станки же не покупают спонтанно.
- Ну йооо****, а чеж ты сразу не сказал?
- Эм..ну.. вы сказали что делать, я и сделал.
Парню [***] все равно, свое обязательство он выполнил, а ты потратил время, бюджет на рекламу и услугу, а твоя аренда и зп на сотрудников тихо просунули трубочку в твой кошелек и попивали коктейль "кровавый эсэмэм" с купюрой вместо зонтика и монетками вместо льда.
К чему это я, вспомним анекдот выше. Каждый спец проецирует все что перед его глазами на свой узкий опыт. Не жди, что если ты придешь к СММ спецу, а он тебя развернет и отправит к спецу по контексту, где вероятность выполнения задачи выше. Это одно и то же, что сказать: "денег не надо".
Спроси у дизайнера как тебе увеличить оборот бизнеса - он посоветует сменить дизайн и упаковку, копирайтер скажет, что не дизайн продает, а буквы - нужно тексты продающие писать. Понимаешь, да?
Что же делать, спросишь ты.
Ответ простой: планировать маркетинговую стратегию и начинать с того, что наиболее вероятно ведет к успеху, постепенно дополняя и расширяя каналы.
Автор: Марсель Уразметов