Что покупать и на чем сэкономить, когда у вас Стартап?
Если вы, как и я, истерли до дыр поисковики запросами типа "100 сервисов для Стартапа" и "еще 100 сервисов для стартапа", перед Вами обязательно встанет вопрос, как понять, пора ли платить деньги за тот или иной инструмент?
Я кратко представлю список покупок для стартапа, находящегося на ранней стадии запуска, и список задач, покупку сервисов их решающих проекту стоит отложить на потом, заменив бесплатными аналогами.
Когда я говорю о "ранней стадии", то подразумеваю:
- ежемесячный оборот до полу миллиона рублей,
- до 40 постоянных клиентов,
- средняя продолжительность жизни клиента составляет пол года и выше,
- клиенты имели личный контакт с представителем (а чаще и фоундером) проекта.
Эти критерии акцентируют внимание на хрупкости состояния проекта, и как следствие на степени важности каждого финансового решения в этот период. Узнали себя? Тогда эта статья для вас.
За что платить.
Бухгалтерский учет. Бухгалтерия - это та головная боль, которую лучше отдать на аутсорсинг. Сразу. Тем более, когда вы только начинаете предпринимательский путь. Для этого можно найти удаленного бухгалтера, который за 5 000 руб. в месяц сведёт дебит с кредитом и подготовит необходимую для налоговой отчетности документацию, или зарегистрировать платный аккаунт в онлайн бухгалтерии за 500 - 1 500 руб. в месяц. Популярные онлайн-бухгалтерии Мое дело, Эльба, Небо.
WordPress/Конструктор сайтов. Так как с сайтом предстоит сделать много экспериментов, а обращаться за заменой заголовка на посадочной странице, в студию или к фрилансеру затратно и по времени, и по деньгам, в первое время вам нужен понятный способ обеспечить гибкость изменения контента на сайте.
Облачный сервер. Ваш проект растёт степенно и предсказуемо. Сразу после стандартного хостинга стоит переходить на облачный сервер - этот инструмент позволит платить только за необходимые ресурсы и способен быстро реагировать на запросы проекта. Мы используем Clodo. Стоимость ежемесячного обслуживания стартанула с 900 руб. и постепенно подобралась к полутора тысячам рублей в месяц.
За что не платить.
Сквозная аналитика. На сколько важно понимать, с какого маркетингового канала пришел клиент? Какой путь проделал до ключевого действия в личном кабинете сервиса? Как часто посещает сайт? Какие страницы посещает, какие формы открывает и закрывает так и не заполнив? На сколько важно не только быть проинформированным, но и уметь взаимодействовать с клиентом в этих ситуациях?
Классно визуализирует собранные данные, работает с тригеррами и делает многое другое Kissmetriks от 120$ в месяц. Woopra делает это бесплатно.
Мониторинг исключений (exception monitoring). Исключения - следствия ошибок, когда страница сайта показывает нечто отличное от того, что вы ожидается. Многие рассчитывают в этом вопросе исключительно на обратную связь от пользователей, но это не путь, ведущий к успеху
Решение в этом вопросе - Rollbar. Его прайс, как и прайс Woopr'ы, строится от количества зафиксированных событий, а условия фремиум достаточны для стартапа.
Хостинг кода. Код должен где-то жить. GitHub явный победитель в этой области, и если вы разрабатываете программное обеспечение с открытым исходным кодом, хранилище на GitHub - вопрос чести. Однако, частные хранилища стоят денег. Вместо этого, разместив личные репозитории на Bitbucket или GitLab, вы сэкономите 300$ за год.
CRM. В начале пути, когда вы делаете первые продажи и ваша "воронка" еще не обкатана, я рекомендую использовать гибкие и простые инструменты для ведения истории работы с клиентами. Среди них Trello, Streak и Таблицы Google.
Техподдержка и обратная связь. Когда проект только запущен, элементы управления новым сервисом для первых пользователей еще не очевидны, важно держать контакт с каждым из них, буквально ведя за руку по страницам сайта. Да и тикетная система чаще еще отсутствует, а точнее существует в формате предложения написать на скайп или мейл.
Решение - поставить виджет онлайн чата. Мне нравится Chatra. Фремиум версии будет достаточно, чтобы быть на постоянной связи с пользователем в онлайне. HelpScout - бесплатный инструмент техподдержки с тикетами и с статистикой. Для клиента он представлен виджетом обратной связи, как и Chatra.
Вопрос в зал
Email-уведомления. Для системных оповещений администратору и пользователям мы используем API Mandrill, который заставляет следом оплачивать MailChimp. Минимальная ставка тут 30$ в месяц. Знаете ли вы, как решить этот вопрос бесплатно?
Успехов в достижении KPI's, и помните: не спрашивай, что стартап может сделать для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для стартапа.