Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 309 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Хайп и смерть ICO

В этой статье мы разберёмся как ICO сумело достичь пика своей популярности, кто на этом успел заработать и как ICO также резко смогло потерять свою популярность.

Пока рынок только приходит в себя от недавнего бурного роста биткоина на фоне возможной конфронтации между Ираном и США и пандемии коронавируса до сих пор остаются не проработанными до конца юридические правила и решения для регуляции рынка и методов привлечения финансирования. Одним из таких нашумевших методов на рубеже 2016-2018 гг. стало ICO (Initial Coin Offering).

Зарождение ICO


На своем первом этапе развития концепция криптовалют мало коррелировала с прибылью. Чаще всего создатели развивали свои проекты в свободное от основной работы время. Именно поэтому уходило так много времени на улучшение кода и устранение багов. Первым проектом, для создания которого было необходимо первоначальное финансирования стал Mastercoin (в настоящее время переименован в OMNI).

Свою идею проекта J.R. Willett впервые высказал в январе 2012 года в whitepaper «The Second Bitcoin WhitePaper» где было предложено «...использовать уже существующую структуру сети биткоина для создания контрактов поверх нее для новых криптовалют и проектов без изменений кода самого биткоина». Примерно тоже самое, но в другом техническом исполнении предложил проект Ethereum спустя два года.

Способ сбора средств был максимально прост: любой мог купить токены проекта посылая биткоины на специальный адрес. По данным издания Hackernoon проекту Mastercoin в ходе ICO удалось собрать 5000 биткоинов, что в 2013 году равнялось примерно $500,000, а спустя полгода после сбора цена токена проекта выросла в 10 раз. Подобный успех не оставил равнодушным множество разработчиков. Однако проблема заключалась в самом способе сбора денег: он был централизован и поэтому многие называли самое первое ICO скамом.

Ethereum-бум


После Mastercoin главным событием в сфере ICO было создание проекта Ethereum, который был предложен Виталиком Бутериным в конце 2013 года. Уже в июле 2014 Ethereum провел ICO и было собрано более $18 миллионов долларов. До сих пор это ICO остается одним из самых прибыльных: на этапе первичных продаж токен стоил $0,32, сейчас же он торгуется в районе $190 (максимум был в 2017 году в районе $1400).

Первые ICO имели структуру некоммерческих организаций: для управления собранным капиталом и развития проектов создавались некоммерческие фонды, при этом деятельность подобных организаций во многих юрисдикциях не подпадает под рамки налогообложения.Так, Ethereum создал свой фонд в Цуге, небольшом городке в Швейцарии, ориентируясь на его благоприятное финансовое регулирование. Другие ICO решили создать свои корпорации на Каймановых островах, в Гибралтаре, на Мальте и в Сингапуре. Основной мотивацией такого размещения было стремление избежать любой формы налогообложения при продаже токенов, поскольку они были выпущены как utility токены.


Данные ICOBench по ICO-платформам

Ethereum принес еще одну ключевую инновацию — смарт-контракты формата ERC-20. Основным предназначением данных смарт-контрактов было создавать новые токены и отправлять их на другие адреса. Таким образом, был создан новый механизм для проведения ICO: участники отправляли на адрес смартконтракта криптовалюту Ethereum, а в ответ получали токены нового проекта.

В результате подавляющее большинство ICO стало проводится на базе Ethereum — относительная простота написания смарт-контрактов способствовала популярности платформы и облегчила привлечение финансирования. В 2016 году количество ICO измерялось десятками, а настоящий прорыв случился весной 2017-го, вслед за резким ростом курсов основных криптовалют. Летом и осенью 2017 года в мире проводилось не меньше пары сотен ICO в месяц.


Топ-5 крупнейших ICO в истории по данным ICOBench

2018 год стал для рынка ICO пиковым: на него пришлось более половины всех токенсейлов, состоявшихся за первые 5 лет их существования. Этому не помешали ни запрет на ICO в Китае, ни блокировка рекламы токенсейлов в Google и Facebook, ни исследование The Wall Street Journal, согласно которому 271 ICO на общую сумму свыше $1 млрд оказались мошенничеством. Однако, в том же году и начался резкий спад интереса к ICO.


Общее количество проведенных ICO по данным ICOBench

Спад интереса


С 2016 года количество состоявшихся по всему миру ICO перевалило за 5 тысяч, но далеко не все они завершались успешно. Так, по данным ICOBench лишь в 35,4% случаев организаторам токенсейлов удавалось собрать заявленные объемы средств. Еще меньше составила доля проектов, которые впоследствии не оказались мошенническими или коммерчески провальными.


Мировой рынок ICO с 2017 года по данным ICOBench

В результате причин для спада интереса к ICO оказалось предостаточно — от действий финансовых регуляторов, затягивающих гайки и начавших судебное разбирательство по ряду проектов; до действий самих проектов, не торопящихся принимать какие-либо шаги по работе над продуктами. При этом некоторые из проектов обрели скандальную славу осуществив exit-скамы: например, проекты Benebit, Confido и LoopX; либо внутри самих проектов начались серьезные разногласия (например, скандал внутри проекта Tezos, собравшего более $230 миллионов долларов).


География рынка ICO по данным ICOBench

Дополнительные угрозу рынку создали хакеры. В исследовании Ernst & Young говорится о том, что более 10% средств, привлеченных организаторами ICO, было похищено в результате хакерских атак. Обострение ситуации завершило значительное падение цены многих криптовалют в течении 2018 года. Волна ICO во многом была связана с ростом курса биткоина, поэтому обвал курса основной криптовалюты неминуемо привел и к снижению интереса к данному типу инвестиций.

Выводы


В результате интерес к ICO значительно упал: снизились сборы проектов, нормативное регулирование принято не было, а судебные разбирательства продолжаются до сих пор. В настоящее время, криптовалютный рынок перешел в более спокойную фазу.

ICO пережило невероятный взлет и падение буквально за 2-3 года и показало все свои нелицеприятные стороны. Однако спрос на децентрализованное финансирование с помощью криптовалют осталось. Во время «криптозимы» модель проведения ICO претерпела ряд трансформаций, и сейчас кампании по первичному предложению токенов мы можно разделить на три вида: собственно, само ICO, STO (Security Token Offering) и IEO (Initial Exchange Offering). О них мы еще обязательно поговорим в следующих публикациях нашего блога.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.