Вынужденный переход в онлайн режим обучения К счастью, готовить платформу для онлайн занятий я начала примерно за год от текущей даты, но не планировала делать Language Profi School исключительно онлайн школой.
В какой-то степени мы сейчас в live режиме переживаем эксперимент вместе с нашими учащимися. Мы открыты к обратной связи и сделаем все возможное чтобы сохранить высокую планку качества обучения.
С чего начинается история Language Profi School? Мой путь к Language Profi School начался с личного интереса к иностранным языкам. Английский язык я начала изучать в возрасте 4-х лет и не останавливаюсь по сегодняшний день. Чуть позже добавились французский и испанский языки. В более осознанном возрасте мне захотелось построить карьеру в сфере социально-полезного бизнеса — так родилась идея открыть частный образовательный центр.
На подготовку и реализацию проекта ушел год и в 2012 году я запустила первые группы в стенах Language Profi School — классические занятия по английскому языку для взрослых слушателей в групповом формате. Language Profi School
Сегодня в моей команде 35+ человек, основной состав — это преподаватели и методисты. Мы лицензированный центр изучения иностранных языков и успешно реализовали более 600 образовательных проектов в корпоративном сегменте; в центре английского языка на Горьковской мы обучили 3000 + слушателей. Самое главное — за нашими плечами 7 лет опыта работы, преподавания и разработки учебных материалов и методов преподавания.
Мы могли бы продолжать проводить занятия исключительно в очном режиме, но наш мир развивается, прогресс не стоит на месте , а значит, появляются новые и совершенствуются старые технологии.
В 2019 году стало поступать все больше запросов на онлайн обучение, в частности от людей, жизнь и работа которых связана с частыми разъездами и длительными командировками. Они вынуждены проводить многие встречи и занятия в удаленном режиме, чтобы обеспечить непрерывность процесса обучения. Корпоративный сегмент также просит проводить занятия онлайн, это особенно актуально для распределенных (либо полностью удаленных) команд.
Примерно год назад я стала готовить контент для онлайн занятий, также мы с коллегами начали адаптировать занятия по онлайн формат. Главное задачей для меня было — не потерять качество. Пожалуй, во многом благодаря тому, что мы заранее начали готовить платформу и контент для онлайн занятий, в нынешней внештатной ситуации мы смогли быстро сориентироваться.
Итак, делюсь своим опытом: 5 шагов на пути к запуску онлайн школы иностранных языков.
Шаг 1. Подготовить преподавательский состав (успела выполнить на 60%, далее пришлось разбираться на ходу) Преподаватель — сердце любого образовательного учреждения, поэтому в, первую очередь, мне было важно создать максимально комфортные условия для переходного периода. По сути у меня было 2 задачи:
Задача 1 : морально подготовить преподавательский состав: рассказать о преимуществах онлайн обучения и новых возможностях; развеять страхи и мифы (например, — у меня не получится — я привык(ла) работать с аудиторией очно)
Как работала с командой:
Очные встречи/тренинги большой командой/ мини группами/ индивидуально, Консультации с приглашенным коучем — больше по психологическим аспектам работы с онлайн аудиторией, Обмен опытом и собственный пример — у нас есть хорошая привычка обмениваться личным опытом и анализировать сложные кейсы/ делать выводы вместе и брать на вооружение действенные методы коллег Language Profi School
Задача 2: подготовить практически: обучить работе с новыми инструментами, рассказать об особенностях восприятия информации слушателем в формате онлайн обучения.
Как работала с командой:
Подготовила описание новых инструментов. Обучение по инструкции не самый действенный метод, но она обязательно должна быть — это базовый опорный материал, Взяв готовые инструкции я проводила обучение по работе с новыми инструментами и мы репетировали занятия, В последнее время я не так много преподаю сама, но я брала себе первые онлайн проекты и приглашала коллег на открытые уроки, чтобы они могли просто посмотреть и послушать как проходит онлайн урок. Шаг 2. Адаптировать методику В нашем случае адаптировать методику оказалось совсем не сложно — она довольно современная и гибкая в плане форм применения.
В основе наших языковых программ — коммуникативная методика преподавания или Communicative Language Teaching (CLT), которая предполагает максимальное погружение слушателя в языковой процесс, использование родного языка сводится к минимуму.
Основная цель нашей методики — научить слушателя сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем. Немаловажно и отсутствие механического выполнения упражнений: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить образно и аналитически. Communicative Language Teaching
Шаг 3. Адаптировать программу и учебные материалы Если в случае с методикой преподавания, мы не почувствовали существенной разницы, то адаптация программы обучения/ учебных материалов требовала большого количества командных ресурсов, в первую, очередь были задействованы наши методисты и я. К слову, мы по сей день продолжаем разрабатывать уникальный контент и загружать его в нашу платформу.
Большинство учебных пособий ведущих зарубежных изданий уже адаптировано под онлайн формат и доступно в электронном виде — это качественные пособия, на основе которых можно выстроить курс. Одно важное но — онлайн формат имеет свою специфику: даже взрослым слушателям сложно концентрировать внимание более 20-ти минут. Онлайн занятие, как правило, длится 60-90 минут и как же сделать занятие эффективным?
Мой ответ — геймификация. Действительно, игровые элементы и технологии помогают увлечь учащихся, а потому геймификация пользуется популярностью и является трендом современного онлайн образования. Language Profi School
Шаг 4. Определиться с инструментами На старте запуска нового для нас направления, у меня не было цели разработать собственную платформу для полноценной поддержки курса. Важно было выбрать платформу с базовым функционалом, и дополнять нужным рабочими инструментами и уникальным контентом, разработанным в Language Profi School.
Сейчас я думаю о том в каком направлении двигаться в плане технологий, ну а наш минимальный набор инструментов следующий:
Интерактивные задания на платформе Tilda Zoom — позволяет проводить не только групповые/ индивидуальное занятия, Платформа поддерживает чат, видеозвонки, отправку файлов, доску с функцией комментирования. Google Classroom — платформа, основная цель которой — сопровождение занятий, обмен и хранение информации. Quizlet — превосходная база для составления списков слов и запоминания лексики. Помимо базовых функциональных инструментов, мы активно используем программы для создания видео контента, адаптивных упражнений, обучающих презентаций и тестов.
Шаг 5. Наладить процесс сопровождения обучающихся Сейчас основной канал коммуникации с нашими учащимися это — Telegram. Мы используем базовый функционал, также настраиваем ботов, делаем голосования, обмениваемся видео контентом. Language Profi School Bot
Итак, пока что мы на 100% ушли в онлайн формат обучения и следим за развитием событий. Из плюсов: Мы не подвергаем друга друга риску заражения и распространения вирусной инфекции, У нас, как у бизнеса, больше возможностей для масштабирования, Мы даже увеличили охват ЦА и подключили к занятиям несколько офисов наших клиентов, расположенных в других городах, Формат онлайн обучения дает нам возможность более эффективно распределять внутри урока используемые инструменты, технологии и адаптированные учебные пособия, Оптимальное распределение временного ресурса урока — так как многие задания мы выносим на само выполнение/ самопроверку, у нас есть отличная возможность более гибко управлять временным ресурсом, На наших занятиях по-прежнему весело) Из минусов: Первое — это, конечно же, психологический барьер. То, с чем сталкивается большинство слушателей, для кого такой формат является новым. Второй момент, с которым чаще сталкиваются педагоги, — распространенное среди учащихся заблуждение, что современные технологии проделают всю трудную работу за них и язык выучится на раз-два — с этим продолжаем работать в штатном режиме) Ну и в завершении о главном — искренне надеюсь, что вынужденное онлайн обучение скоро перестанет быть таковым и мы вернемся в обычный ритм, но уже с дополнительной опцией дистанционного обучения для тех, кому такой формат ближе.