Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
4 822 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Бардак на рабочем месте — польза или вред?

Обзор идеи из новой книги Тима Харфорда «Хаос». О том, в каких условиях сотрудники показывают наибольшую продуктивность, применяют нестандартные подходы и выполняют большее количество задач.  

b_5a67ac06999d4.jpg

Книга Тима Харфорда «Хаос» о влиянии беспорядка на нашу жизнь и мышление. Используя исследования из психологии и социальных наук, а также примеры из жизни выдающихся людей, автор объясняет, что креативность и жизнестойкость — неотъемлемая часть путаницы, беспорядка и хаоса.

Тим Харфорд — автор мировых бестселлеров «Экономист под прикрытием», «Логика жизни» и «Адаптация». Старший колумнист в Financial Times. В 2015 году получил премию Королевского статистического общества за навыки в журналистике.

В книге Тима Харфорда всесторонне исследуется положительное влияние хаоса на все аспекты нашей жизни. В нашем обзоре расскажем о хаосе на рабочем месте и о том, почему никого не должно касаться, наводите вы порядок за своим столом или нет.

Порядок разрушающий

Принято ли у вас на работе содержать своё рабочее место в чистоте и порядке? Это разумное требование. Каждый может согласиться, что жить в чистоте намного приятнее, чем в грязи. Однако встречаются такие организации, которые буквально одержимы тем, чтобы рабочее место сотрудника соответствовало не только стандартам чистоты, но и множеству других предписаний и кодексов, которые разработало начальство. Хорошо это или плохо? Давайте узнаем.

В 2010 году два психолога из Эксетерского университета, Алекс Хаслам и Крейг Найт провели серию довольно любопытных экспериментов. Суть их заключалась вот в чем. Они создали прототип стандартного офиса, пригласили добровольцев и попросили их решить некоторые рабочие задачи. Эксперимент проводился в четырех вариациях.

В первом случае психологи оборудовали офис согласно самым строгим регламентам, т. е. оставили в помещении только стол, стул и минимальный набор рабочих инструментов.

Во втором психологи решили немного оживить пространство и повесили на стену картину с изображением цветов.

В последних двух экспериментах офис представлял собой то же самое, что и во втором варианте, только принесли еще вазы с цветами и фоторамки.

В третьем случае участникам эксперимента предложили разместить элементы интерьера так, как они хотели. При желании, они могли даже убрать все элементы, чтобы сделать офис «максимально эффективным».

Четвертый эксперимент оказался самым «жестоким». Психологи попросили участников расставить предметы, как им хотелось, а потом зашли в офис и на глазах у участников начали убирать предметы и переделывать все на свой лад.

Как вы думаете, какой вариант офисного интерьера способствовал работоспособности и наиболее эффективному выполнению задач? Результаты были такими: в офисе, где сотрудники могли сами принимать решение, как им обустроить рабочее место, было выполнено на 15% больше задач, чем там, где висела картина с цветами (второй вариант), и на 30%, чем в самом аскетичном, который соответствовал всем стандартам. Самая низкая производительность была в четвертом офисе, при работе в котором сотрудники пожаловались на упадок сил и отсутствие мотивации. Некоторые участники испытывали гнев и ярость и готовы были даже кулаками защищать свой выбор.

Но это все эксперименты. А что насчет реальной жизни? Тим Харфорд, автор книги, приводит в пример две одержимые порядком компании.

Руководство японской компании Kyocera является самым ярым сторонником строгой системы менеджмента, которая основывается на правиле 5C — сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, совершенствование. Сотрудников регулярно инспектируют на предмет того, чтобы их рабочие места содержались в идеальной чистоте и соответствовали всем регламентам. Тех, кто не выполняет требования, могут оштрафовать или даже уволить.

b_5a67a8a39f360.jpg

Офисное пространство компании Kyocera

Руководство компании объясняет такие жесткие порядки тем, что хочет произвести впечатление на гостей компании. Однако автор книги сомневается в этом, потому что гости не будут заглядывать в шкафы или столы сотрудников. А, согласно регламенту, хранить личные вещи на рабочих местах всем запрещается категорически. Стоит ли говорить, что сотрудники японской компании чувствуют себя угнетенными и не способными к принятию каких-либо самостоятельных решений?

Если в Kyocera процветает промышленный аскетизм, то на другом берегу находится американская компания Chiat/Day, которая прославилась тем, что создала знаменитый рекламный ролик «1984» для Apple. Джей Чиат, основатель компании, был одержим тем, что стремился создать для своих сотрудников офисное пространство будущего. Он избавился от всех классических офисных элементов (были убраны даже столы), сделав офис просторным и технологичным. О невероятно современном офисе Chiat/Day писали все крупные издания. Многие компании даже стали просить об экскурсии по офису. Желающих было так много, что в какой-то момент руководство компании решило сделать экскурсии платными. Можно подумать, что на фоне архитектурных вольностей, сотрудники агентства также обладали огромной свободой. Однако это было не так, у Джея Чиата был пунктик, он совершенно не терпел персонализированные рабочие пространства: все эти горшочки с цветами, рамки с семейными фотографиями и сертификатами о личных достижениях. Сотрудникам было запрещено все это иметь, а также организовывать пространство так, как они хотят. Более того, у сотрудников не было даже своего постоянного рабочего места, нужно было постоянно перемещаться по офису, не было запланировано и специальное место для хранения рабочих документов. Подчас это приводило к тому, что важные договора хранились у сотрудников в машине. Они были вынуждены постоянно выходить из офиса, чтобы достать один из них. Однажды дошло до того, что в офисе появился находчивый сотрудник, который придумал возить все свои бумаги и вещи в небольшой тележке из супермаркета.

b_5a67aa4e084e4.jpgОфисное пространство компании Chiat/Day

Сотрудники Chiat/Day ежедневно находились в хаосе порядка, который установил эксцентричный руководитель. Можно даже не удивляться, что показатели агенства начали стремительно падать вниз, текучка кадров была чрезвычайно высокой. Компании Chiat/Day грозило банкротство, однако все в итоге закончилось хорошо. Джей Чиат решил продать все свои активы, пока они совсем не обесценились, тем самым устранился от управления, а новые руководители разрешили сотрудникам иметь личные вещи и дали больше свобод. Через некоторое время показатели компании стали улучшаться.

Научные исследования и практический опыт позволяют нам понять, что жесткие требования в коммерческой компании в отношении порядка и дисциплины оказывают существенное влияние на снижение мотивации сотрудников, развитие апатии и тревоги. Компания как будто становится безучастной к одной из самых важных потребностей человека — свободе, а сотрудники тем самым, становятся безучастными к судьбе компании. Показатели падают, дела компании приходят в упадок.

А какая обстановка царит в условиях хаоса на рабочем месте? Давайте посмотрим.

Хаос чудодейственный

Итак, мы узнали, что согласно проведенному эксперименту, люди, которые работали в условиях свободного пространства, показали наивысшую результативность при выполнении рабочих задач. Когда человеку дают свободу действий, он перестает отвлекаться на негативные эмоции и может полностью сконцентрироваться на выполнении рабочих задач. Иными словами, руководству необходимо перестать вгонять сотрудников в жесткие рамки и не мешать им работать.

Замечательным примером хаотического пространства является Здание 20, построенное в военные годы при Массачусетском Технологическом Институте (MIT). Это здание предназначалось для проведения секретных экспериментов по разработке радаров высокой точности. Здание 20 строилось в большой спешке, его спроектировал молодой архитектор Дон Уинстон буквально за одну ночь. А строители возвели здание, используя самые дешевые материалы, за пару месяцев. По-сути, это был обычный барак, предназначенный для научных исследований. Здание 20 планировали снести сразу после войны, однако этого не произошло. Его снесли только в 1998 году. Почему? Ответ будет слегка необычным. Этот барак буквально стал инкубатором для гениев и их невероятных изобретений.

b_5a67ac06ddf2f.jpg

Здание 20 при Массачуссетском Технологическом Институте

Обстановка хаоса, которая там царила, и абсолютно неформальная атмосфера, способствовали проведению самых смелых экспериментов. Там изобрели первые в мире атомные часы. Здание стало колыбелью хакерской культуры, методы взлома, изобретенные там, были весьма и весьма необычными. В Здании 20 была создана первая в мире аркадная игра Spacewar. Там же Ноам Хомски и Моррис Халле произвели революцию в лингвистике. Это далеко не полный список научных открытий, которые подарило незамысловатое строение из фанеры, шлакоблоков и асбеста.

Успех Здания 20 заключался в хаотичной планировке и в том, что люди абсолютно не волновались по-поводу того, что кто-то придет и скажет, что их рабочий стол стоит не в том месте. Один из ученых вспоминает, что однажды им для одного эксперимента нужно было протянуть провод из одной комнаты в другую. Как бы этот процесс происходил в обычном здании со строгой иерархией сотрудников и множеством бюрократических процедур? Нужно было бы писать заявку, ждать, пока на нее ответят, потом ожидать, когда придет мастер и т.д. По времени решение этого вопроса могло бы затянуться на неделю. Однако в Здании 20 такие вопросы решались легко. Ученые просто просверлили дыру в стене и перекинули провода в соседний кабинет. А другая группа выдающихся ученых, работающих в соседних кабинетах, однажды разрушили стену, чтобы можно было не тратить время на лишние перемещения и было больше места для размещения сложного оборудования.

Планировка Здания 20 была безмерно загадочной. Например, чтобы пройти в крыло Е, вам нужно было бы идти не через A, B, С и т. д., а искать его между крылом A и крылом D. Для непосвященных людей это была та еще задачка.

Наделенное всеми возможными недостатками, в отсутствие привычных удобств, Здание 20 стало по-настоящему любимым местом работы для множества ученых. Один ученый как-то сказал:

«Мы на самом деле чувствуем, что это наши владения. Мы их создали и мы ими управляем».

Когда Здание 20 все-таки решено было снести, а на его месте построить ультрасовременный комплекс, многие не скрывали горечь от утраты.

Здание 20 — не единственный пример удачного пространства, которое провоцирует сотрудников раскрыть все свои способности. Из ныне существующих таковыми являются Googleplex, штаб квартира Google, а также здание компании Pixar, в проектировании которого принимал участие сам Стив Джобс. Эд Кэтмел, президент Pixar говорит:

«Художникам, которые трудятся здесь, разрешено, и даже поощряется, делать со своим рабочим пространством все, что заблагорассудится.»

Несколько примеров хаоса в офисах успешных компаний

b_5a67ac0709948.jpg

Рабочий кабинет сотрудника Pixar

b_5a67ac072d962.jpg

Тони Шей, основатель Zappos, за своим рабочим местом

b_5a67ac07555cb.jpg

Офисное пространство Zappos

b_5a67ac077be9a.jpg

Офис Lego в Дании

Заключение

Кажется, что хаос — это секретное оружие таланта. Однако не каждый тип людей готов мириться с хаосом на работе. Есть люди, для которых порядок — превыше всего. Для чего? Зачем? Это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы всё было на своих местах и все ходили по струнке. Когда такие люди становятся руководителями, сотрудников начинают вгонять в жесткие рамки. Эпоха изобретений проходит и на её смену приходит время стандартизации и разрастающейся бюрократии. Продукты компании становятся скучными и безжизненными. Запал уходит, начинается движение по инерции.

Книга «Хаос» Тима Харфорда даёт читателю очень серьезную пищу для размышлений. Наполненная множеством жизненных примеров чудодейственного хаоса, она дарит иной взгляд на организацию работы и жизни.

Прочитав книгу, вы также узнаете:

  1. Какие преимущества дает импровизация и отклонение от сценария.
  2. Как использовать хаос в качестве оружия в бизнесе, политике и войне.
  3. Какие ловушки таят в себе четкие цели.
  4. Почему мы должны ценить беспорядок во входящей почте, общении и играх своих детей.

… и многое другое.

Кому рекомендуем прочитать книгу

  1. Всем, кто хочет раскрыть свои творческие таланты.
  2. Всем, кто занимает руководящие должности и является ответственным за введение новых правил в отношении порядка в офисных помещениях.
  3. Тем, кто увлекается вопросами личной эффективности и саморазвития.

О нас

✏️ MakeRight.ru — сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 270+ материалов в библиотеке. 80+ аудио-версий. Ключевые идеи книг, которые еще не изданы на русском.

Читайте наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех книжных новинках и бестселлерах первыми!

+5
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Сомов Юрий
Спасибо, полезная информация. Возьму на заметку
Ответить
ARANEOBIT
Платежная система с использованием технологии Блокчейн
ARANEOBIT IO
Обожаю такие книги! Если честно, у меня всегда хаос. Он нескончаемый. Кажется, это тема вообще не для меня, не могу разобраться. А вот в чем могу, так это в системе денежных переводов, где комиссия устанавливается самостоятельно. Именно такой системой занимается наш проект. Будем рады вас видеть в гостях ).
Ответить
Джунусова Ирина
Интересная книга! Надо дать почитать маме, которая все детство ругала меня за бардак на столе :)
Ответить
Татьяна Ершова
Строгие правила сдерживают человека в рамках,а беспорядок расслабляет и помогает мыслить не стандартно.
Ответить
Dmitry Litvinenko
Очень интересная тема, спасибо.
Давно за собой заметил, что наиболее плодотворно влияет на работу (занимаюсь программированием) не сам хаос или его отсутствие, а переход между этими двуми крайностями — постепенное захламление и последующая уборка.
Ответить
Светлана Молодцева
и я всегда считала что хаос - это творческий беспорядок который только положительно влияет на продуктивность работников
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.