HoReCa и туризм: совместная работа для достижения успеха
В последние годы на индустрию HoReCa влияет множество факторов, включая экономический спад, изменения потребительских предпочтений и усиление конкуренции. Пандемия COVID-19 нанесла первый удар: многие предприятия были вынуждены закрыться или значительно трансформироваться. Несмотря на продолжающиеся проблемы внешнеполитического характера, индустрия общепита по-прежнему остается важным источником занятости: тысячи людей работают в отелях, ресторанах и кафе. Она также вносит вклад в ВВП и играет не последнюю роль в формировании культурной самобытности российских городов и регионов.Вместе с тем, на гостинично-ресторанный бизнес оказывает значительное влияние туризм — вместе эти отрасли способствуют развитию друг друга. Внутренний туризм в России активно развивается, и это подтверждается как статистическими данными, так и наблюдениями экспертов. Опишем некоторые тренды, отмечающиеся в этом направлении.Сотрудничество между HoReCa и туризмом имеет свои особенности. Рестораны и гостиницы предоставляют услуги, которые напрямую влияют на уровень комфорта и удовлетворения туристов. От качества обслуживания, разнообразия меню и уровня комфорта в гостиницах зависит впечатление туриста о поездке. Поэтому успешное взаимодействие между этими сферами играет важную роль в удержании и привлечении клиентов. ЭкономияВ частности, российские туристы, несмотря на активность в путешествиях, отличаются особой экономичностью. Средний тариф, по которому происходит бронирование, составляет 4,6 тыс. рублей, а более двух третей туристов выбирают тариф «без питания». Это свидетельствует о стремлении максимально сэкономить во время поездки.Однако даже в этих условиях ресторанно-гостиничный бизнес должен стремится к удовлетворению потребностей туристов и повышению качества предоставляемых услуг. То есть экономия не должна приводить к ухудшению сервиса, и бизнесу придется находить баланс между ценовой доступностью и качеством услуг.Запрос на экоЕще одна тенденция, которая, вероятно, определит будущее сектора общественного питания, — это изменение потребительских предпочтений. Все больше людей стремятся к единению с природой в глэмпингах, поиску гармонии и спокойствия вдали от городской суеты и информационного шума. Во главу угла ставится забота о своем здоровье и об окружающей среде. В этой связи продолжится увеличение спроса на органические, местные и экологически чистые продукты питания. А в части дизайна и отделки помещений будет цениться использование каменных, деревянных, льняных и других натуральных материалов. Усиление роли властейГосударство также играют важную роль в сотрудничестве между HoReCa и туризмом. Чиновники и депутаты создают условия для развития туризма, в том числе инфраструктуру и законодательную базу. В их полномочиях оказывать финансовую поддержку для развития туристических объектов, проводить маркетинговые кампании для привлечения туристов и устанавливать стандарты качества обслуживания. Недостаточная инфраструктураВместе с тем отмечены и трудности. Отсутствие инфраструктуры в виде необходимых транспортных маршрутов (единиц техники и водителей для них), дорожной сети или неработающих аэропортов серьезно ограничивает потенциал большого числа регионов. Кроме того, монтаж и установка инженерных сетей представляет собой дорогое и сложное мероприятие, в софинансировании которого не всегда удается привлечь государство. Ценность объектовЧто касается туристической привлекательности в центральной полосе (исключая столицу), можно отметить невысокую популярность расположенных здесь объектов. Эксперты связывают это с тем, что по приезду в регионы того же Центрального Черноземья не происходит заметной смены культурного или ландшафтного окружения. Отсутствие перемены контекста не приносит туристам удовлетворение и «перезагрузки», которую они получали, например, в Европе. Определение локальной идентичности — сейчас ключевая цель для российских регионов, которая поможет позиционированию в контексте внутреннего туризма. Концепции инвестпроектовНа этом фоне инвесторы продолжают реализацию проектов без проработанной концепции. Непонимание их целевой аудитории порой приводят к неудачным проектам, которые испытывают трудности с окупаемостью. Бизнесмены в сфере туризма склонны совершать ошибки, которые способны навредить не только им, но и индустрии в целом, создавая небрежный туристический облик для всей территории. Так, при строительстве не учитываются минусы локации, не проводится достаточное исследование рынка и не адаптируется коммерческое предложение под нужды и предпочтения туристов. Это приводит к низкой загрузке туристических объектов и убыткам.Для решения этих вопросов важно совместное действие государства, бизнеса и общества. Государство должно инвестировать в развитие инфраструктуры, предоставлять налоговые льготы и субсидии для туристических проектов, а также создавать благоприятное правовое поле. Бизнес должен внимательно изучать рынок и адаптировать свои предложения под запросы туристов и формирующийся в едином стиле облик региона. Общество, в свою очередь, должно поддерживать внутренний туризм и популяризировать российские туристические направления (в этом отношении, к слову, проблем не возникает). HoReCa и туризм имеют сильную взаимосвязь, которая способствует развитию обеих отраслей. Однако эффективная совместная работа требует полной отдачи и стараний российского рынка, включая решение таких проблем как недостаточная инфраструктура, отсутствие по-настоящему привлекательных туристических объектов и ошибки бизнеса. Вместе с тем сотрудничество и поиск ответов на поставленные вопросы позволит найти новые «точки роста» для российского туризма.