История
явления
В 2000 году в журнале BusinessWeek
вышла статья, где впервые был использован термин «креативная экономика». В
международной классификации, также принятой в России, выделяется 16 креативных
индустрий: арт-индустрия; народные промыслы; музыка, исполнительское искусство
и культурно-досуговые мероприятия; кино и анимация; фотография; издательская
деятельность; теле- и радиовещание; ИТ и компьютерные игры; реклама;
архитектура; дизайн; мода; ювелирное дело; деятельность библиотек, архивов и
музеев; культурное наследие; образование в креативных индустриях. Существенная
часть добавленной стоимости в этих направлениях формируется за счёт творческой
деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
Роль
креативного сектора в экономическом развитии
Это направление экономики генерирует
около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного
населения планеты. Показатель России — 2,4% ВВП — сопоставим со среднемировым,
но ниже, чем в странах-лидерах — Италии (6,1%), Великобритании (5,8%),
Австралии (5,7%). По валовой
добавленной стоимости креативных индустрий впереди Китай ($988 млрд
по паритету покупательной способности, ППС ) и США ($921,6 млрд по
ППС). Остальные государства существенно отстают, Россия — примерно в 9 раз: $104,6 миллиардов по ППС.
Что
происходит с креативным бизнесом в России
В нашей стране креативное предпринимательство меньше всего
защищено законодательством, по сравнению с другими направлениями бизнеса, и
нуждается в государственной поддержке. Юристы отмечают, что 4 часть
Гражданского Кодекса, касающаяся вопросов интеллектуальной собственности, самая
сложная и нуждается в доработке. Осенью 2021 года Правительством РФ была
утверждена Концепция развития творческих индустрий до 2030 года. По плану,
прописанному в документе, к концу этого года институт креативных индустрий должен
был быть оформлен в России законодательно, но из-за сложной экономической
ситуации реализация Концепции отложена пока до 2024. Согласно Концепции, к 2030
году продукция креативных индустрий должна составлять 6% от общей доли ВВП. В
прошлом году, по данным Росстата, ВВП составил 130 трлн рублей. То есть 6% —
это примерно 6 трлн. Чтобы получить их, нужно сначала вложить половину этой
суммы, но пока общий бюджет Президентского фонда культурных инициатив
измеряется в миллиардах, как и бюджет всех креативных индустрий, вместе взятых.
Наиболее
успешные креативные индустрии
В последние годы российский креативный рынок увеличивался за
счет рекламы, которая принесла 348 из добавочных 399 млрд рублей (48%) и
информационных технологий — 36%. Музыка, исполнительское искусство,
телерадиовещание, мода и культурно-досуговые мероприятия также являются
развивающимися, однако из-за пандемии концертный рынок упал на 80% и только
сейчас начинает восстанавливаться, а рекламный рынок перестраивается из-за
ухода из России некоторых зарубежных сервисов, которыми компании активно
пользовались в том числе в рекламных целях, а также иностранных игроков,
которые являлись крупными рекламодателями.
Кто
задействован в креативных индустриях?
Это не только творческие предприниматели, но и исполнители.
Всего, согласно градации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании,
на которую опирается креативная экономика во всех странах, существует 44
креативных профессии. Это артисты, писатели, издатели, музыканты, дизайнеры,
гончары и другие ремесленники, швеи, разработчики ПО, специалисты в сфере PR и
маркетинга. Они работают и непосредственно в креативных отраслях, и в других
сферах бизнеса — например, в компаниях HoReCa, автоконцернах, салонах красоты,
фитнес-клубах, которым тоже нужны дизайнеры, копирайтеры и представители других
творческих профессий для поддержания позитивного имиджа.
Где работает
и живет больше всего представителей креативных индустрий?
Это музыка и исполнительские искусства, культурно-досуговые
мероприятия, издательское дело: официальные данные Росстата свидетельствуют о
том, что две трети креативных специалистов работают именно в этих направлениях.
Также, благодаря швеям, лидирующим является сегмент моды, но споры о том,
относится ли эта профессия к креативным индустриям, ведутся в разных странах до
сих пор. 87% всех представителей креативной экономики живут в городах и
поселках городского типа и именно в крупных городах им открывается больше
возможностей: например, бесплатные программы поддержки креативных предпринимателей
Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и
инновационного развития Москвы, образовательные курсы. Однако сегодня
появляется все больше возможностей и для представителей креативной экономики в
регионах. Например, краудлендинговая платформа Ко-Фи, созданная специально для
инвестиций в будущее креативных индустрий. На ней авторы креативных проектов в
самых разных областях — от музыки до дизайна могут привлечь средства для
реализации своих идей, а до конца 2022 года — принять участие в программе
поддержки, которую платформа организовала совместно с Национальным фондом
поддержки правообладателей. Победители этого конкурса получают безвозмездное
финансирование.
Чем
измеряется креативная экономика?
Помимо масштабов занятости (в Москве работает каждый 4
специалист, занятый в креативных индустриях, следом идут Санкт-Петербург и
Московская область), оценивается внешняя торговля креативными товарами и
услугами, экономические характеристики компаний креативных индустрий, вклад
креативных отраслей в экономику на основе статистических классификаторов.
Методика измерения креативной экономики ещё окончательно не сформирована, в том
числе потому, что нет единого подхода к типологии креативных индустрий и
профессий, которые в разных странах группируются по-разному.