Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
1 828 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как компании выйти в голубой океан и почему другие этого не делают

Предложения компаний, находящихся в одной нише, зачастую так похожи друг на друга, что потребители путают их между собой. Как создать инновационный продукт, рассказывает Дарья Трутнева, основательница компании Super Ego и автор методики саморегуляции Master Kit.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Дарья Трутнева, основательница компании Super Ego и автор методики саморегуляции Master Kit

Бестселлер «Стратегия голубого океана» вышел в 2005 году и заставил многих предпринимателей переосмыслить стратегию своих компаний. Голубой океан — это неизвестное рыночное пространство, где есть возможность для быстрого роста и почти нет конкурентов. Алый океан — это существующие отрасли с четко очерченными границами. Чтобы выжить в них, надо жестко конкурировать и биться за каждого клиента. Поскольку в алом океане хорошо известны правила, то количество участников постоянно возрастает, а прибыль падает. Цель успешного бизнесмена — создать голубой океан или найти его в рамках красного.

Рассмотрим на примерах. Салоны красоты — уже давно алый океан. Но в какой-то момент в его границах выделился голубой океан — барбершопы, предлагающие парикмахерские услуги только мужчинам. Но буквально за несколько лет количество барбершопов выросло настолько, что океан стал постепенно краснеть, в нише для развития надо искать новую идею. Или, например, кафе и рестораны были распространены, но ассоциировались с затратами денег и времени. Но с приходом McDonald’s сформировался голубой океан быстрого питания. За несколько десятилетий появились сотни компаний, предлагающих «мусорную еду», и рынок стал алым. Некоторые бизнесмены задумались о том, что бюджетное меню не обязательно должно быть вредным. Так, сеть вегетарианского общепита «Джаганнат» предлагает здоровую пищу по умеренным ценам. Сейчас это голубой океан, аналогичных продуктов на рынке почти нет.

Если компания создает голубой океан, то она быстро масштабируется и получает высокую прибыль. Для этого необходима четкая стратегия.

Искать нерешенные проблемы

Иногда бизнесмены жалуются, что все ниши заняты. Это не так, потому что регулярно появляются новые товары и услуги, которые завоевывают рынок. Другое дело, что для поиска такой идеи нужно затратить время и усилия. Не факт, что первая гипотеза будет верной. И в этом отношении алый океан для многих надежнее — можно открыть в одном районе десятую точку кафе на вынос, и у нее будет несколько постоянных клиентов.

Но если нужен масштаб, необходимо искать проблемы, которые существуют в рамках конкретной ниши и которые никто не научился решать. Если предприниматель подходит с точки зрения того, что надо как-то облегчить жизнь потребителей, повлиять на общество, то у него обязательно получится выйти в голубой океан. Если же бизнесмен стоит на позиции «Я хочу быстро заработать несколько миллионов долларов, как мне это сделать», то он никогда не выйдет в голубой океан. Возможно, он заработает денег, возможно — нет. Но он точно не станет новатором и не повлияет на отрасль, потому что у него не было такой цели. То же будет и с тем человеком, который озабочен поиском скрытой ниши: он зацикливается на поиске чего-то особенного и не замечает простых и эффективных решений. Поэтому для начала надо понять, чего вы хотите достичь, зачем вам свое дело.

Смотреть на рынок сквозь призму собственных ценностей

Этот пункт связан с предыдущим, но он уже касается более личного подхода. В бизнесе важно заниматься тем, что интересно, что приносит удовольствие. На первых порах проекты не приносят денег, поэтому важен энтузиазм.

Пожалуй, в качестве примера можно привести авторскую методику Master Kit: она появилась как результат работы над собой. Когда стало понятно, что программа эффективна, то возникло желание познакомить с ней как можно большее количество людей, чтобы они могли преодолеть собственные деструктивные установки, стать счастливее. Для дистрибуции была создана компания Super Ego, которая успешно работает на международном рынке. Программой Master Kit пользуется более 65 000 человек. Но цель была не в том, чтобы стать крупной компанией, а в том, чтобы поделиться с аудиторией своими знаниями и опытом. И это дало результат.


Business Day компании Super Ego во Франкфурте-на-Майне

Не бояться делать иначе, чем другие

Чаще всего развитию мешают страхи. Вдруг клиенту не понравится продукт? Вдруг бизнес понесет убытки? Да, это вероятные сценарии. Если вы решаете заняться предпринимательством, то надо помнить статистику: по данным РБК, в 2018 году в России закрылось 600 тысяч предприятий, а открылось — всего 290 тысяч. Риск прогореть гораздо выше шансов выиграть. Если вы этого боитесь, лучше оставаться штатным сотрудником в офисе.

А если вы решились, то пробуйте нестандартную идею. С ней проще привлечь внимание потребителей, СМИ, потенциальных инвесторов. Никого не удивишь очередным магазином сладостей, но если в нем будет 3D-принтер, печатающий шоколад по заказам покупателей, то это вызовет минимум любопытство.

Проводить customer development и product management

Развитие клиента и управление продуктом — одни из ключевых понятий в словаре современного предпринимателя. Customer development описывает клиентоориентированный подход, при котором развитие продукта строится вокруг покупателя. Товар или услуга тестируется с точки зрения удобства, соответствия нуждам потребителя. Нужно как можно раньше начинать опросы, выяснять, готовы ли люди платить деньги за товар или услугу. В таком случае возможна тонкая настройка под целевую аудиторию.

Другой важный элемент стратегии любой компании — продакт-менеджмент. Под ним понимается программа по выводу товара или услуги на рынок. Она не ограничивается маркетинговыми инструментами, а также направлена на то, чтобы все члены команды разделяли миссию компании и стремились сделать продукт лучше на основе отзывов.

Когда предприниматели понимают, через что им предстоит пройти на пути к созданию голубого океана, у них возникает вопрос, а существуют ли еще свободные ниши? Конечно, да. Иначе мы жили бы в идеальном мире, где не существовало бы ни одной проблемы. Но пока вокруг нас куча несовершенств и куча неудобств, за каждым из них скрывается голубой океан.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.