редакции Выбор
Идеальная it-компания: плюсы и минусы каждого типа

В головном офисе компании Super Ego в Казани работает почти 90 человек, продукт — методика по изменению психологических установок Master Kit — работает на базе Windows, Android, iOS и распространится по странам СНГ, Европы и Америки. Чтобы вырасти из стартапа до уровня международной компании менее чем за 5 лет, нужно учесть много деталей. И один из них — сделать выбор типа IT-компании и заранее оценить преимущества и недостатки каждого направления.
Продуктовая компания
Ее основная сфера деятельности — разработка собственных продуктов, начиная от мобильных приложений и заканчивая средой разработки. Компания постоянно работает над обновлением и улучшением продукта. Самые яркие примеры — Google, «Яндекс», «Лаборатория Касперского».
Плюсы:
- Создание продукта, соответствующего требованиям рынка. Чтобы быть успешной, продуктовая компания должна предлагать качественный и конкурентноспособный продукт, поэтому большое внимание уделяется исследованиям пользовательского поведения, инновациям.
- Работа на потребителя. Бренд компании плотно ассоциируется с создаваемым ею продуктом и нередко обладает высокой узнаваемостью.
- Углубление знаний в одной сфере. Поскольку ведется совершенствование одного продукта или группы родственных, то компания предоставляет сотрудникам возможность стать узкоспециализированными программистами.
Минусы:
- Довольно однообразные задачи. Иногда IT-специалист годами занимается одним и тем же модулем, что приводит к накоплению недовольства или усталости.
- Сложности перехода между проектами. Поскольку каждый занимается своей узкой задачей, то он незаменим в своем отделе. Проблемы мобильности могут приводить к текучке.
- Непредсказуемость в оплате труда. Компания-гигант может позволит высокие зарплаты, но продуктовых стартапов зачастую нет таких возможностей, поэтому придется хорошо поискать людей, которые первоначально готовы работать ради идеи.
Аутсорсинговая компания
В этом случае компания ищет заказчиков и разрабатывает для них продукт. Заказчиком может выступать и банк, и сеть магазинов, и юридическая компания, поэтому спектр задач может быть крайне широким, что и определяет основные преимущества работы на аутсорсе.
Плюсы:
- Поиск решений и разработка продуктов с нуля позволяют осваивать широкий спектр новых технологий. Команда учится чему-то новому, каждый человек осваивает несколько профилей.
- Более легкий выход на рынок, потому что нет необходимости создавать уникальный продукт, тестировать его и узнавать мнение потребителей. Достаточно собрать хорошую команду и зарекомендовать себя среди заказчиков.
- Возможность предлагать достойную зарплату и тщательно отбирать лучших специалистов, так как доходы компании можно заранее планировать в зависимости от заключенных заказов (продуктовым компаниям гораздо сложнее предсказать спрос и продажи).
Минусы:
- Зависимость от мнения заказчиков, которые могут быть не совсем компетентны. Если у заказчика нет своего продуктового отдела и грамотных программистов. То озвучивать свои идеи могут сотрудники, например, маркетингового отдела, что создает массу проблем и приводит к многократным переделкам.
- Давление дедлайнов. Не всегда есть возможность многократно протестировать продукт и устранить явные недоработки, потому что установлены жесткие сроки сдачи. Из-за этого члены команды могут ощущать неудовлетворенность собой.
- Высокие требования к каждому члену команды. Помимо профессиональных знаний нередко требуется владение иностранными языками, умение организовывать свое время, вести переговоры с заказчиком и многое другое.

Консалтинговая компания
Ее сфера деятельности — внедрение готовых продуктов. Чаще всего у консалтинговой компании есть пакетное предложение, модули которого она меняет, дорабатывает и внедряет в соответствии с требованиями конкретного заказчика.
Плюсы:
- Высокие доходы компании. Чаще всего пакетные предложения дорого стоят, их установка требует времени и опыта, поэтому заказчики таких продуктов хорошо оплачивают работу.
Минусы:
- Трудности в работе с заказчиком. Проблемы, конечно, есть везде. Но в случае с консалтингом, когда внедрение программы — процесс длительный, а у клиента сложный характер и много замечаний, взаимодействие превращается в пытку.
- Командировки. Заказчик может находиться в любом регионе, поэтому сотрудникам большую часть времени придется проводить в разъездах.
Считается, что аутсорс — самое перспективное направление в IT и для бизнеса, и для отдельного программиста. Но перед выбором направления надо оценить свои возможности и планы. Продуктовые компании влияют на многих потребителей и отрасль в целом, аутсорс связан с творческим подходом и умеет гибко реагировать на нестандартные запросы, а консалтинг позволяет автоматизировать и упростить рабочие процессы в разных сферах.