5 признаков того, что ваш стартап «не выстрелит»

Ложные приоритеты основателя
Для начала маленький тест. Прочитайте пункты ниже и посчитайте, по скольким из них вы ответили «да». Будьте честны с собой.
· Вы уверены, что делаете 100% уникальный продукт.
· Вы создали бизнес в первую очередь для того, чтобы заработать.
· Вы устали и разочарованы в том, что делаете.
· Вы не хотите брать никого в долю, чтобы не делить потом успех.
· Вы дольше года заняты совершенствованием продукта и все еще не выпустили его на рынок.
· Вы наняли друзей, которые не особо «в теме» вашего продукта.
· Вы мечтаете, что благодаря стартапу сможете пить смузи и жить на расслабоне.
Если есть хотя бы один утвердительный ответ, вы строите зомби-стартап, к которому скоро потеряют интерес инвесторы (а покупатели и так не слишком вовлечены).
Что делать: разобраться в себе. Судя по всему, вы пришли в бизнес для того, чтобы решать свои, а не чужие проблемы, и это верный шаг к неудаче. Сместите внимание на чужие трудности, которые вызывают ваше искреннее желание помочь. Интерес к тому, что вы предлагаете, и к рынку, на котором вы находитесь, помогут вовремя принимать верные решения.
Слабый маркетинговый план
Проекты зачастую терпят неудачу, потому что их основатели ставят маркетинг и рекламу на второе место. Они ошибочно полагают, что более важно собирать средства для усовершенствования продукта, чем продавать минимально жизнеспособный продукт и повышать осведомленность.
Что делать: создавать вокруг продукта сообщество и взаимодействовать с ним, а также использовать возможности социальных сетей, привлекать лидеров мнений и блогеров, рассказывать о своем продукте еще до его запуска. Продуманный маркетинговый план в первую очередь требует не денег, а затрат времени. Если вы хотите, чтобы ваш стартап набирал обороты, надо отвоевать себе место н рынке, заявить о себе в выбранной нише. Как бы тщательно вы ни провели финансовый учет расходов и доходов бизнеса до его запуска, жизнь все равно внесет свои коррективы. И обычно оказывается, что операционные затраты — все расходы стартапа, включающие не только производство продукта, но и оплату труда сотрудников, маркетинг, аренду офиса и прочее, — оказываются выше, чем предполагалось. Такой сценарий чаще всего происходит с людьми, которые слишком увлечены продуктом и не готовы поступаться хоть какой-то частью идеальной картинки, созданной в их воображении. Что делать: быть готовым к изменениям. Если вы хотите, чтобы стартап выживал, придется менять продукт, подход к его распространению, идею, аудиторию, цену и даже команду. Пивот — это решение для смелых, и важно не упустить время, когда еще можно сменить стратегию. Иногда кажется, что вы, ваши друзья и родители — это точное отражение целевой аудитории, и достаточно учесть пожелание близких, как все получится. Не стоит попадаться в эту ловушку. Для развития необходимо заниматься customer development и с ранних стадий заниматься тестирование товара или услуги на реальных людях. Что делать: искать способы личного общения с вашим потребителем. Стоит бывать в местах, где чаще всего «водятся» ваши потребители: в кафе или кино, на пляжах или выставках, в больницах или школах. Также необходимо оперативно реагировать на все запросы и отзывы в Интернете, проводить опросы, держать клиентов в курсе изменений. Перед продвижением продукта у вас должны быть ответы на вопросы: · С какими проблемами сталкиваются клиенты? · Что их останавливает от покупки продукта? · Есть ли у какие-то страхи или недовольство, связанные с продуктом? Вопреки картинкам об идиллических отношениях в стартапах, поддерживать именно в них хорошие профессиональные отношения сложнее всего. Причина в разнице ожиданий: вы хотите заниматься разработкой продукта, партнер нацелен на социальные проекты, а инвестор мечтает скорее начать зарабатывать деньги. В итоге пока вы заняты борьбой за выбор правильного пути, драгоценное время тратится впустую. Что делать: искать способы выхода из тупика. Чтобы сбой произошел на ранней стадии, установите строгие условия. Это поможет держать отношения под контролем, будь то с партнером или инвестором. Если же конфликт разгорелся уже тогда, когда проект вышел на самоокупаемость, то придется отпустить проблему: или перестать воевать, или вовсе уйти. Конечно, это крайне сложно сделать, когда вы вложили год усилий, но иногда стоит начать с чистого листа.
Операционные расходы выше доходов
Нежелание глубже узнать клиента
Конфликты с инвестором или партнером