1. Предложить рабочую идею Если у вас только гипотеза, то сначала стоит ее проверить: запустить стартап и посмотреть, как он будет развиваться. Проект должен выйти на самоокупаемость и продемонстрировать впечатляющие результаты. Это будет доказательством, что созданный вами продукт интересен пользователям. И вот когда вы готовы масштабироваться, тогда есть смысл искать инвесторов в Долине. Они открыты новым предложениям. Основное требование к новичку и его стартапу — это умение быстро делать пивот и не застревать на первоначальной идее.
2. Оценить рынок и составить двухлетний план развития Прежде чем просить деньги, надо понять, сколько и на что вам надо. Конечно, ваши прогнозы и построения, скорее всего, не оправдаются. Но ваша цель не предсказать будущее, а представить развитие продукта на рынке. Так вы сможете разобраться, кого из инвесторов вам нужно искать. В Долине очень важна репутация и адекватность, поэтому вам необходимо доказать эффективность вашей идеи на первом раунде, иначе дальше найти средства или сложно, или почти невозможно.
3. Пообщаться с как можно большим количеством людей Не стоит сразу же искать встречи с крупным венчурным капиталистом — велик риск провала. Сосредоточьтесь на том, чтобы побеседовать с разными людьми из вашей отрасли — любое общение даст больше представлений о том, кто занимается разработкой похожей идеи и каких успехов достиг. Ваш собеседник может вас с кем-то познакомить, стать вашим консультантом или бизнес-ангелом, поэтому необходимо побороть стеснение и ограничивающие убеждения вроде «Я интроверт и не люблю общаться».
4. Искать советы и предлагать помощь В Долине жесткая конкуренция, и развитие социальной сети контактов — это один из ключей к успеху. Один инвестор в беседе как-то сказал: «Если вы просите деньги, вы получаете совет. Если вы просите совета, вы получаете деньги». Это правда. Когда вы приезжаете в Долину, то вас никто не знает. Чтобы это исправить, ходите на разные мероприятия, которые регулярно происходят. Задавайте вопросы, помогайте другим, слушайте и, конечно, рассказывайте о своей идее и просите ее оценить. Так вы сможете доработать ваш продукт и заодно статью частью сообщества. Одна из ошибок, которую зачастую допускают россияне в Штатах, — это недружелюбие или поиски исключительно «полезных» связей. Новый знакомый, вероятно, работает в другой сфере, но он знает людей из вашей области или глубже понимает механизмы взаимодействия в Долине. Поэтому инициируйте как можно больше диалогов и задавайте самый популярный тут вопрос: «Чем я могу вам помочь?»
5. Выступить с питчем Если какое-то качество и можно назвать основным для успешного поиска инвестора — так это уверенность в себе. Встреча с потенциальным бизнес-ангелами или венчурными капиталистами может случиться где угодно: в кафе, на парковке, в лифте. Если вы прошли предыдущие этапы, то благодаря знакомствам хорошо представляете круг людей, которые могут вложиться в вашу идею. И если вы с ними столкнетесь, используйте момент. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать: «Можно занять несколько минут вашего времени, чтобы рассказать о проблеме и ее решении, которые вас, вероятно, заинтересуют?» Поскольку все это происходит спонтанно, то сам питч должен быть подготовлен и отработан заранее. Кстати, чтобы улучшить навык презентации, стоит посещать демо-дни или питч-соревнования.
Тренируйтесь в том, чтобы в конце и начале питча указывать название стартапа, давать его описание в одном предложении и обязательно давать свои контактные данные.
6. Зарегистрировать в США компанию Каким бы качественным ни был продукт, инвесторы неохотно вкладываются в российские компании. Связано это с ограниченным количеством форм собственности, которые существуют в нашей стране. Поэтому есть смысл зарегистрировать G-corp и тем самым продемонстрировать свою готовность к сотрудничеству. Для основателей крупных компаний нахождение стартапа в Штатах — это еще один знак, что вы часть сообщества.
7. Попасть в акселератор Если у вас есть работающий продукт и продажи, но тесно в имеющихся рамках, есть смысл подать заявку в акселератор. Там вы не только получите деньги, но и множество полезных знаний: научитесь выступать перед инвесторами, узнаете о то, как развить компанию, найдете вдохновение и узнаете, как совершенствовать продукт, опираясь на мнение пользователей. Отбор обычно длительный и довольно строгий, поэтому если компания его не прошла, то есть повод заняться доработкой или изменением продукта.