Будем честны, сейчас не до стратегий, куда важнее просто выжить. Долгосрочное планирование требует способности прогнозировать будущее с некоторой степенью уверенности. А пока в обществе нет консенсуса даже по поводу развития событий в ближайшие недели. Пусть вас ободряет мысль, что стартапы и бизнес-проекты, которые пережили экономические кризисы, в дальнейшем занимали доминирующее положение на рынке. Вот несколько идей, что можно сделать, чтобы сохранить свое дело.
Предложить бесплатные продукты и услуги Этой опцией воспользовались практически все крупные игроки рынка. С одной стороны, в разгар пандемии вы уже никого не удивите существенным снижением стоимости или бесплатным пробным периодом (или сэмплом). Но, с другой стороны, пользователи уже попробовали основные предложения. В условиях самоизоляции все быстро надоедает и вызывает скуку, поэтому у вас есть шанс проявить себя и заодно создать инфоповод. Особенно полезно это в том случае, если ваш бренд предлагает что-либо, что может поддержать людей, сильно пострадавших от пандемии, или тех, кто сидит дома и нуждается в поддержке.
Искать возможности для продолжения работы Некоторые салоны красоты предлагают выезд к клиентам на дом при сохранении той же стоимости услуг, которую люди просили при посещении. Часть магазинов отменила оплату доставки, чтобы простимулировать продажи. Некоторые компании спешно наняли курьеров. Часть закрытых фитнес-центров предлагает онлайн-занятия с их тренерами. Попробуйте взглянуть на свой бизнес со стороны: есть ли у него выход онлайн? Насколько удобно сейчас пользоваться вашим сайтом и приложением? Нет ли каких-то препятствий, которые затрудняют обращение пользователей (например, человек не может оплатить онлайн-покупку подарочной картой)? Любые деньги, которые приходят сейчас, увеличивают шансы на выживание.
Бороться с коронавирусом по мере сил Кто-то организует доставку для пожилых людей, кто-то перестраивает производство, кто-то предлагает психологическую помощь. Многие компании используют собственные ресурсы для оказания помощи людям и учреждениям. Такие шаги приближают снятие карантина и позволяют продемонстрировать свою миссию. Даже простое приложение с медитациями, которое позволит легче адаптироваться к изменившимся условиям, для кого-то может стать настоящим спасением.
Организовывать удаленные мероприятия В первую очередь эта опция подходит для программистов и разработчиков, которые могут организовывать хакатоны, чтобы создать продукты, направленные против коронавируса. Но этот же вариант может быть действенен и в других сферах: проведите бесплатный вебинар, запишите подкасты, устройте сессию вопросов и ответов. Выходите в эфир в одиночку или всей командой, давайте советы, поддерживайте мотивацию у слушателей, создавайте позитивный настрой. Это необходимый минимум, который под силу любому стартапу или бизнесу.
Позволить сотрудникам работать по гибкому графику Не у всех людей есть опыт удаленной работы и не у всех есть для этого условия: у кого-то маленькие дети, у кого-то большая семья, у кого-то слабый компьютер. Сейчас самое время проявить человечность и узнать, какие у и кого обстоятельства. Возможно, стоит привезти рабочую технику сотрудникам домой и помочь ее наладить. Или есть смысл выяснить, в какие часы человеку удобнее выполнять свои обязанности. Хотя все сейчас сидят по домам, занимайтесь виртуальным тим-билдингом: регулярно устраивайте планерки, давайте членам команды выговориться и поделиться своей болью. Вполне вероятно, вы получите инсайт, касающийся вашей аудитории в целом.
Разобраться в государственных программах поддержки Они меняются, обновляются и дополняются. Следите за тем, какие шаги предпринимает правительство в целом и региональные власти в частности. Пообщайтесь с конкурентами и партнерами, в таких условиях есть смысл в коллективным обращениях и предложении идей, которые помогут малому и среднему бизнесу удержаться на плаву.
Подготовиться ко второй волне Есть разные сценарии развития пандемии. Один из них — спад летом и новый подъем осенью-зимой. Вероятно, в этот раз режим самоизоляции застал вашу компанию врасплох. Но посмотрите на него, как на учения. Что можно сделать заранее? Как уже говорилось выше, как можно сильнее переориентироваться на работу в онлайн, организовать рабочие места или привлечь волонтеров. Другой немаловажный шаг — финансовая подушка безопасности. У вас вряд ли будет достаточно времени, чтобы ее подготовить. Но если вы видите адекватные предложения от банков под 0% годовых или лето — горячая пора для вас, то отложите сумму на один-три месяца безденежья. И, конечно, поищите новых поставщиков или задумайтесь, какие товары или услуги оказались самыми востребованными, но вы не смогли удовлетворить спрос.