Определить, что вы хотите получить По данным сервиса hh.ru , собранным в том числе на основе выбора компании соискателями, в топ-5 за 2019-й вошли «Газпром нефть», Росатом, СИБУР, Coca‑Cola HBC Россия и Сбербанк. Одни считают работу там престижной (это всегда дополнительный плюс в резюме), других привлекает перспектива карьерного роста, третьих — высокий доход, стабильность, масштабность проектов. Перспективы действительно заманчивые, но нередко ожидания потенциального сотрудника основаны на его представлении о том, как должно быть, и ничем не подкреплены. С другой стороны, бытует мнение, что попасть в такие компании «с улицы» невозможно. Однако информация о вакансиях в них время от времени появляется на сервисах по поиску работы и сайтах самих организаций, также как и отзывы на различных порталах разочарованных экс-сотрудников.
Потому прежде чем штурмовать «неприступную крепость» или опускать руки, даже не попробовав попасть в компанию мечты, стоит понять, действительно ли вы хотите именно туда. Для этого надо:
сформулировать, что вы хотите получить, работая в конкретной компании; собрать о ней максимум информации; определить, что нужно предпринять, чтобы там работать; действовать согласно плану. Собрать информацию об организации Не факт, что захватывающие дух проекты, о работе над которыми вы мечтаете, достанутся именно вам только потому, что имеете релевантный опыт и репутацию суперпрофи. Судя по отзывам бывших сотрудников корпорации Google Inc, кроме пресловутых слип-модулей, гамаков и беговых дорожек, на которых тоже можно работать, поставив ноут перед собой, многие гуглеры дни напролет занимаются рутинной работой, поскольку все сотрудники настолько классные, что и очень талантливых нанимают для таких целей. В Apple тоже есть не только яблоки (а что же еще?), которые раздают членам команды, выступление музыкальных групп во время обеденного перерыва и скидки на технику, но и вероятность быстрого выгорания из-за высокой интенсивности рабочего процесса и большого количества внеурочных задач. По этой причине, жалуются некоторые, почти невозможно соблюсти баланс между трудовой и личной жизнью. А HR-философия Amazon звучит так: «Все, что меньше 80 часов, — слабость, а слабым не место в компании». Неудивительно, что при такой политике там постоянная текучка кадров, несмотря на престиж и бесплатные плюшки.
Кстати, до утверждения и тем более реализации самой гениальной идеи в гигантах может пройти довольно много времени, поскольку звездные организации нередко бюрократизированы, и согласование на каждом этапе потребует немало времени и сил. Вполне возможно, что реализовать амбициозные проекты быстрее удастся в стартапах, у которых есть все шансы превратиться в тот же Google или корпоративный мессенджер Slack, стоимость которого за год с небольшим выросла до 1 миллиарда долларов.
Кроме того, большим организациям нет смысла привлекать новых работников заоблачными зарплатами: все и так стремятся туда попасть. А для небольших обещание высокого дохода — один из серьезных аргументов в их пользу в глазах высококвалифицированных специалистов.
Разделять ценности компании О них тоже можно узнать, погуглив информацию об организации. Вопрос немаловажный, поскольку, по данным института Gallup , если сотрудник безразличен к корпоративным ценностям или миссии компании, не чувствуют, что его работа важна, это рано или поздно приведет к выгоранию и увольнению. А когда они отзвучат, рабочий процесс становится более интересным и эффективным. Учитывая то, что на решение производственных задач у каждого из нас ежедневно уходит минимум 8 часов, стоит искать то направление, которое соответствует нашим ценностям. Это позволит избежать внутреннего сопротивления и апатии.
Например, та же Apple заботится об экологии: она стремится к снижению потребления энергии своими устройствами, планирует создать замкнутый производственный цикл, ее офисное здание в Северной Америке получило платиновый уровень сертификации по системе LEED. А главный принцип компании Master Kit Inc, разработавшей программу для саморегуляции по авторской методике Дарьи Трутневой, — каждый день помогать людям самостоятельно и вдумчиво разбираться в себе на пути к своим целям. Программа позволяет достигать высоких результатов в любых сферах жизни за короткий срок, в том числе пробить финансовый потолок и вывести отношения на новый уровень. По мнению сотрудников, которым близка ее миссия, это мощный мотиватор для продвижения продукта, поскольку ценности отвечают их жизненным принципам.
Подготовиться к штурму Если взвесив все за и против вы решили, что хотите работать в выбранной компании, — действуйте:
оцените свои возможности, соотнеся их с требованиями к соискателям (найти информацию можно в описании вакансии). Если каких-либо компетенций недостаточно, подумайте, чем сможете компенсировать пробел, пока будете прокачивать скиллы; составьте резюме с учетом требований. Важно готовить его под конкретную вакансию, делая акценты на те умения и навыки, которые будут полезны именно там, а не рассылать всем однажды написанное; если на портале поиска вакансий компания не представлена, найдите контакты на ее официальном сайте и отправьте резюме на e-mail, тщательно продумав сопроводительное письмо. Гарантии, что ответят, нет, но попробовать стоит; устройтесь на стажировку: такие объявления нередко появляются на порталах компаний. Это шанс заявить о себе непосредственно в работе; примите участие в профессиональных конкурсах, которые также проводят различные организации: руководство компании мечты вполне может обратить на вас внимание, если результат работы будет отмечен конкурсным жюри; посещайте профильные мероприятия — лекции, форумы: есть вероятность, что именно там сможете пообщаться с потенциальным работодателем, в том числе в неформальной обстановке; отправляясь на собеседование, внимательно изучите продукт компании, чтобы продемонстрировать знание предмета. В идеале — расскажите, как его можно усовершенствовать; не спрашивайте о размере заработной платы и объеме сверхурочной работы сразу после приветствия. Стоит отметить, что эти вопросы нередко становятся одним из препятствий на пути к цели: по мнению HR компании Super Ego, такой соискатель не будет вкладываться в процесс, поскольку изначально не верит, что сможет заработать достаточно много. Однако по мере роста компании начинает расти и доход ее сотрудников вне зависимости от их положения в организации, но в соответствии с их вкладом в общую работу. А принципом отбора бывшего вице-президента Google по персоналу Ласло Бока было «нанимать только тех, кто лучше вас». И именно это необходимо суметь доказать во время интервью.
Итак, чтобы попасть в компанию мечты, надо понять, почему вы стремитесь именно туда, что надеетесь получить, работая там, затем собрать максимум информации об организации, реально оценить свои возможности (вы точно лучший или готовы им стать?), разработать стратегию — и воплотить мечту в жизнь. Удачи!
Дарья Трутнева, СЕО компании Master Kit Inc