Главное Авторские колонки Вакансии Образование
395 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как подготовиться к онлайн-выступлению

Онлайн-формат имеет свои особенности. Нет слушателей перед глазами - нет оперативной обратной связи о том, насколько им интересно. В этой статье поговорим о том, как с этим жить. Техническую часть оставим за кадром, а сосредоточимся на подготовке спикера.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Херлуф Бидструп, Оратор

С первого взгляда онлайн выступать проще. Не надо никуда ехать и надолго вываливаться из жизни — выступление и подготовка к нему легко вписывается в обычный рабочий график. Нет огромного и пугающего зала людей, которые непрерывно смотрят на одинокую фигуру спикера. Если и собирается большая аудитория, ее масштабы незаметны.

Но при ближайшем рассмотрении не все так просто. В онлайн-формате много нюансов. Мы собрали их в подборку из семи базовых советов.

Сформулируй цель и тему доклада

Как это ни банально звучит, но у любого доклада должна быть реалистичная цель. Например:

  • сделать так, чтобы не пришлось десять раз объяснять коллегам особенности новой версии библиотеки (рассказать всем за один раз);
  • поделиться хитрым решением и выслушать советы о том, куда можно двигаться дальше;
  • попиарить себя-любимого в роли спикера на широкую аудиторию;
  • попытаться завлечь себе в компанию грамотных коллег.

С докладами работает все то же самое, что и со статьями — надо сначала сформулировать свою цель (зачем ты будешь тратить на это время), а затем в рамках это цели подать информацию так, чтобы она была полезна слушателю. Банальный пример. Если цель — пиарить себя, и ты весь доклад будешь повторять, что ты хороший рассказчик, слушать это никто не будет (да и заявлению не поверят). Но ты можешь пойти иначе — выяснить, что будет интересно тем, перед кем тебе предстоит выступать? Находишь тему и готовишь выступление так, чтобы вывод о «хорошем докладчике» напрашивался сам собой.

Проблема подбора темы и достижения цели не зависит от варианта присутствия — онлайн или офлайн. Различаться будут доступные инструменты для реализации. Онлайн придется ограничиваться возможностями площадки — нельзя будет сплясать на сцене или иным образом экстренно привлечь внимание. Важно четко понимать, что именно хочется сказать аудитории и уложиться с этим в максимально короткий формат.

Подумай, для кого выступаешь

Как и в офлайне, онлайн важно, перед кем предстоит выступать — перед небольшой группой людей, объединенных общим бэкграундом, или перед широкой аудиторией с разным уровнем начальных знаний.

Выступления перед небольшой группой готовить проще. Как правило, в этом случае люди объединены некой потребностью в знании — например, чтобы им рассказали об особенностях применения некой библиотеки на конкретном проекте. Достаточно начать с базовых понятий, чтобы все поймали мысль, и можно углубляться в детали, особенно если речь идет про полезные вещи, которые уже на следующей неделе надо будет как-то внедрять в работу.

С большой аудиторией сложнее. Во-первых, начальные знания у всех разные. Начнешь со слишком общих вещей — потеряешь тех, кто уже в теме. И наоборот, нырнешь сразу в детали, и с самого начала оставишь за бортом всех, кто не понял.

Поэтому для большой аудитории доклады, как правило, делают проще, но с развлекательными элементами (зачем это — поговорим в следующей части).

Организаторы конференций обычно пытаются помочь докладчикам выбрать стиль повествования и глубину погружения в тему в зависимости от целевой аудитории. Программный комитет выделяет кураторов по направлениям (например, отдельно на тестирование, отдельно — на разработку) и устраивают предварительные прогоны докладов, в рамках которых кураторы помогают выставить примерно один базовый уровень для всех в секции. Так что к их советам действительно стоит прислушиваться.

Понимать, для кого это выступление, важно и в офлайн, и в онлайн. Но в онлайн, вероятно, жить немного проще. За счет отсутствия границ, здесь легче собрать узкий пласт аудитории, объединенный некоторым частным интересом. Легче по итогам мероприятия получить обратную связь и таргетировать рекламу будущих событий. А значит ответ на вопрос «для кого я выступаю» дать иногда проще (но не всегда).

Держи аудиторию с начала и до конца

Задача спикера — рассказывать так, чтобы аудитории было понятно, но интересно. И это достаточно тонкая граница, с которой не все справляются. На офлайн мероприятии слушателю обычно некуда деваться — он может разве что в телефоне поковыряться, но атмосфера и люди в зале рядом с ним (законы социума) не дают полностью отключиться от происходящего. А в онлайне спикеру приходится конкурировать со всем набором домашних развлечений, а заодно и подборкой на YouTube по затронутой теме (а количество докладов на любую мыслимую тему огромно). Искусство докладчика заключается как раз в том, чтобы рассказать интересно пусть даже не о самой горячей теме.

Рассказывайте динамично, давайте новую для зрителя информацию или подавайте ее под новым углом. Чтобы не терять аудиторию, внимание слушателей надо периодически переключать. Рассказ «от и до» и в жизни-то не всегда работает, а если это длинная лекция на скучную тему, зрители точно разбегутся.

Вариантов много:

  • шутите, вспоминайте короткие анекдоты,
  • используйте сравнения и легко визуализируемые примеры (например, из транспортной логистики — с вагонами и контейнерами — при обсуждении сетевых протоколов),
  • рассказывайте истории из смежной сферы,
  • играйте словами,
  • задавайте вопросы «в зал» (ответы можно собирать в телеграм-канале или в чате трансляции, в зависимости от того, какие возможности предлагает площадка).

Онлайн формат требует больших усилий по удержанию аудитории, зато зачастую проще вставлять те самые шуточки — любую визуальную картинку можно добавить в презентацию. Точно также любую сложную концепцию показать «покадрово». Во время очной лекции на доске легко рисовать от простого к сложному, то же самое можно сделать и в презентации. Но это нельзя назвать универсальным рецептом. Применяя визуальные шутки, важно помнить про механику взаимодействия с аудиторией. Если доклад такой, что его будут скорее слушать в фоне параллельно с основным делом, забавные картинки или покадровое появление формулы пройдут незамеченными.

Не забывай о презентации

Во время онлайн-выступления очень просто импровизировать — включаешь демонстрацию экрана и рассказываешь прямо по ходу дела. Да и сессии лайв-кодинга проводить легко — пишешь как обычно, комментируя происходящее.

Но презентация — это не только визуальное сопровождение рассказа, это еще и перечень тезисов, которые необходимо озвучить. Даже если нет задачи подготовить полноценную презентацию для демонстрации на отдельном экране, стоит выписать себе основные мысли. Это поможет не отвлекаться и подавать информацию динамично. В онлайне это особенно важно.

Включи нужное и отключи лишнее

В продолжение предыдущей темы — вспомни, что во время онлайн-выступления компьютер, с которого оно проводится, становится своего рода сценой. Поэтому рекомендуем:

  • отключить все всплывающие уведомления (или убедиться, что они не будут всплывать в «рабочем» окне и перебивать звуком рассказчика);
  • закрыть лишние окна, на которые можно случайно переключиться в самый неподходящий момент — вкладки браузера с личными данными, окна с кодом, который нельзя демонстрировать публично и т.п.
  • убрать отвлекающие элементы — излишние «бантики» в оформлении интерфейса и т.п.

Найди ассистента на сессию вопросов и ответов

Приятное отличие доклада в живую от видео в записи — возможность пообщаться со спикером, задать ему дополнительные вопросы. Не стоит игнорировать эти вопросы. Но процесс общения стоит продумать.

Если планируется «междусобойчик» на небольшую группу людей, в рамках которого принято перебить спикера и сразу задать возникший вопрос, никакой предварительной подготовки не требуется. Однако если рассказ ведется на большую аудиторию, есть чат доклада (на той же площадке или параллельно в мессенджере), а в расписании выделен отдельный слот под общение «с залом», стоит озаботиться выбором самых интересных вопросов. Лучше, если этим будет заниматься отдельный человек, поскольку у спикера самостоятельно прочитать и проанализировать все поступившие сообщения, не тратя время аудитории, не получится.

Когда речь идет о большой конференции, модерацией вопросов занимаются кураторы секций. А вот при самостоятельной подготовке выступления без поддержки со стороны программного комитета ассистента стоит поискать самостоятельно. Его задача — подобрать из общей массы поступивших сообщений лучшие вопросы, на которые стоит ответить, а значит он должен быть в курсе темы и примерно представлять, что волнует публику.

Потренируйся рассказывать «черному ящику»

Впервые переключаться на онлайн-мероприятия непривычно — что-то рассказываешь в монитор, аудитории и ее реакции не видно. Но к концу 2022 года, кажется, все уже это попробовали. Если вдруг с рассказом в монитор еще остались какие-то сложности, можно потренироваться на созвонах (где видно хотя бы лица слушателей в камеру). Или сделать несколько записей своего доклада. По-началу будет непривычно, но со временем потребность в постоянном зрительном контакте с аудиторией исчезнет.

Запись собственного доклада хорошая еще и тем, что можно взглянуть на свое ораторское искусство со стороны. Подмечай, что тебе не нравится в своем выступлении. Старайся это исправить.

Онлайн-формат не намного сложнее офлайна. Просто при подготовке выступления стоит учитывать его особенности. Чтобы понять, как это делают другие, посмотри чужие выступления — послушай, как спикер говорит, обрати внимание на то, какие приемы удержания внимания он использует. Возьми на заметку манеру речи и подходы, отрепетируй их заранее (лучше под запись).

Удачи!

P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.