Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
215 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что стартапу стоит узнать перед покорением экзотических рынков?

Особенности биллинга и эквайринга на рынках Азии, Латинской Америки и Африки.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если вы планируете выход на один из экзотических для нас рынков Азии, Латинской Америки или Африки, то будете удивлены тем, насколько популярны там альтернативные методы оплаты, которые накладывают свой отпечаток на стоимость эквайринга, биллинг и скорость получения денег.

Итак, во-первых, нужно знать, как выбрать поставщика платежных услуг.

Как это сделать?: 1. Проанализировать, на какие именно рынки будет выходить компания, какие ключевые показатели на них она планирует достичь.

2. Принять решение о том, где будет создана юридическая структура.

Скорее всего, стартап не сможет самостоятельно определиться с юридической структурой, так как не знает специфики всех стран, их налоговой системы. Поэтому оптимальные варианты должен предложить провайдер. Эти два шага позволят существенно сузить список подходящих платежных сервисов. Начинать переговоры с конкретными провайдерами платежных сервисов стоит только на третьем этапе. И тут уже стоит обращать внимание на тарифы и другие нюансы работы.

Еще один момент – поставщик должен быть не единственным. Как минимум, их должно быть два – один из которых будет основным, другой (другие) – резервным(и). Платежный партнер может выступать и юридическим партнером. Например, в Maxpay, помимо услуг эквайринга, предоставляются и юридические услуги. Таким образом компания забирает на себя часть работы, связанную с самыми сложными для стартапа вопросами – регистрацией компании в иностранных юрисдикциях, открытием расчетных счетов. Самым выгодным, бесспорно, будет эквайринг банковских карт международных платежных систем (их тарифы есть в открытом доступе, они абсолютно прозрачные). Но, в регионах, где они не пользуются популярностью или используются населением наравне с альтернативными способами оплаты, населению важно предлагать именно те инструменты, которые привычны для него. В наш век расцвета трансграничной торговли отсутствие привычного метода может отпугнуть клиента или отправить его прямиком в руки конкурента.

Эквайринг альтернативных методов оплаты, популярных в экзотических странах, обходится дороже (раньше комиссия операторов могла составлять 40-50%, сейчас – от 4% до 10%), затраты на их работу выше, так как они располагают собственной пользовательской базой и зачастую имеют мало конкурентов или не имеют совсем, поэтому не спешат снижать стоимость услуг.

Самые перспективные альтернативные методы сегодня – это мобильные операторы и социальные сети или мессенджеры. Они будут продолжать расти по мере роста проникновения мобильного интернета и смартфонов. Но есть шанс, что вместе с этим ростом обострится конкуренция и снизятся цены на обслуживание. Но наравне с ними в ряде стран Африки и много где в Латинской Америке население предпочитает оплачивать покупки (если речь идет о чем-то физическом) наличными во время доставки, а кое-где – в специальных платежных терминалах или кассах банка. Обычно это связано с высоким уровнем мошенничества в регионе или низким проникновением финансовых сервисов.

«В Бразилии есть аналог наших платежных терминалов – Boleto. Физлицо при оплате на сайте этим методом получает купон, потом идет в любой ближайший супермаркет и платит там наличными. Процесс зачисления средств продавцу может длиться днями и даже неделями. Потому что, естественно, все происходит асинхронно. Есть и другие альтернативные методы оплаты в Латинской Америке. Они подразумевают много мелких платежей. Потому что ни на мобильном счету, ни на виртуальных счетах никто не хранит крупные суммы».

Еще один важный нюанс – даже если бренд одного оператора есть в нескольких странах, совсем не значит, что его тарифы будут одинаковыми во всем регионе. У крупного оператора есть свои партнеры-агрегаторы. На это накладывается финансовое состояние каждой страны и даже размер налогов.

Азия

Азиатско-тихоокеанский рынок цифровой торговли – крупнейший в мире. В 2015 году он вырос на 38%, и сейчас на него приходится 53% мирового оборота. По прогнозам, в 2018 году эта цифра возрастет до 63%. Азия – разноплановый и густонаселенный регион, где предпочтения в платежных системах сильно отличаются в развитых и развивающихся странах.

Есть один общий тренд – жители Азии переходят на альтернативные методы, которые предлагает им цифровой мир. В развивающихся странах растет популярность мобильных кошельков, количество их пользователей тут в два раза превосходит таковое в развитых странах Азии.

Самый крупный азиатский рынок – Китай. Тут правят бал местные платежные сервисы: Alipay, Tencent и UnionPay, первые два – прямые конкуренты. Один создан гигантом Alibaba и присутствует как в онлайне, так и в офлайне. Второй расцвел в самом популярном китайском мессенджере WeChat. Покупатели из Южной Кореи, Тайваня, Таиланда, Гонконга, Японии, Филиппин, Индонезии более-менее охотно пользуются банковскими картами. При этом 30% онлайн-покупок жители Индонезии и Таиланда уже осуществляют через социальные сети (Facebook и Line), которые в этом регионе внедрили новые коммерческие функции. В Южной Корее за 2015 год вдвое увеличилось количество пользователей местных электронных кошельков Naver Pay и Kakao Pay, достигнув отметки 10 млн.

В Индии по итогам 2014 года на платежные карты приходилось 40% рынка, 2% – это мобильные платежи. Остальное – всевозможные кошельки или постоплата наличными (она же преобладает во Вьетнаме). Но мобильные платежи в этой стране росли особенно быстро в последние два года. Не так давно наделала шума политика государства в сфере борьбы с коррупцией, в результате которой из оборота были изъяты крупные купюры. Правительство предлагает индийцам платить с помощью мобильного телефона. И хотя сейчас далеко не все население страны к этому готово, есть все предпосылки к тому, чтобы мобильная коммерция тут стремительно развивалась. Сейчас в стране пользуются такими мобильными сервисами, как M-Pesa, OxiCash, ITZ.Крупнейшие азиатские трансграничные поставщики платежных сервисов: Alipay, Tenpay, PayEase, AsiaPay, NTT Com Asia, PaySec, Red Dot Payment, MOLPay, 2C2P, econtext Asia.

Африка

Специфика региона – плохо развитая банковская инфраструктура (мало банков, отделений, карт на руках у населения, банкоматов), низкое проникновение интернета. У значительной части населения единственным инструментом для доступа в интернет является мобильный телефон. Банкоматы и банковские отделения есть только в крупных городах стран Африки. В ряде стран Африки операторы предлагают бесплатный трафик внутри сети Facebook (и Wikipedia, но это уже другая история), соответственно, у этой мобильной сети есть неплохие шансы со временем стать главным онлайн-магазином региона. В регионе большое количество языков и валют в ходу, при этом некоторые платежные сервисы работают только с локальными валютами, некоторые – используют и доллар. В Африке популярны мобильные кошельки M-Pesa от Vodafone и MFS Africa. В 2015 году в регион вышел мессенджер WeChat и BBM от BlackBerry, оба со встроенными платежными инструментами и оба набирают популярность.

Лидер по мобильным платежам – Кения, в ней 2/3 покупок оплачиваются мобильными кошельками. Еще они популярны в Нигерии. Из соображений безопасности – в Сомали. Также здесь пользуется популярностью оплата наличными при доставке. В таких странах, как Египет, Нигерия, ОАЭ и Саудовской Аравии, этот метод выбирают более половины покупателей. Исключение – ЮАР, где популярны банковские карты. И Марокко, где их доля стремительно растет. В ЮАР, одной из самых развитых стран региона, самой популярной платежной системой является PayPal, кроме нее Ukash (система ваучеров, которая позволяет платить онлайн без наличия банковского или любого другого счета), мобильные кошельки M-Pesa и Zapper, еще одно мобильное решение FlickPay, система электронных переводов, а также платежный сервис Cell Pay Point. В ряде стран Северной Африки (Тунис, Египет, Марокко) используются следующие платежные системы: SagePay, MyGate, Ingenico, Skrill, Wafacash.

Крупнейшие африканские трансграничные поставщики платежных сервисов: 3G Direct Pay, HyperPay, MyGate, Network International, PayFort, iVeri, Pay4lt, PayFast, PayU, Peach Payments, Setcom.

Латинская Америка

В наших краях обычно мало что знают о жизни в Латинской Америке, кроме разве что тягостей Венесуэлы, референдума в Чили, колумбийского кокаина и аргентинских сериалов. Тем временем на рынке электронной коммерции в Латинской Америке дела обстоят более неординарно, чем где бы то ни было в мире. Страны региона трясет то от политических кризисов, то от экономических, то от обвала фондового рынка Китая. К этому стоит добавить снижение курса национальных валют, девальвацию, недоверие к банковской системе, популярность наличных как средства оплаты и процветание интернет-мошенничества, страх перед которым не в последнюю очередь стоит на пути онлайн-платежей. Все это накладывает отпечаток на популярность тех или иных способов оплаты.

В таких странах, как Бразилия, Колумбия, Мексика и Доминиканская Республика, банковские карты занимают большую долю в онлайн-платежах, но серьезную конкуренцию им составляет PayPal, оплата наличными при доставке или в местном банке, а также местные платежные системы. В Бразилии треть приходится на собственную Boleto Bancário, вместе с банковскими картами местных платежных систем они занимают 93% рынка. В Колумбии популярна как наличная оплата, так и оплата банковскими картами – 61% приходится на них. Причем тут в ходу карты международных платежных систем VISA и MasterCard. При этом, около половины онлайн-покупок в Бразилии оплачивается с мобильного. Эта цифра растет и в Колумбии. В Мексике популярны местные платежные системы, на международные приходится 28% рынка, и это банковские карты. Несмотря на то, что в Мексике в принципе небольшое по меркам Латинской Америки проникновение банковских карт, в онлайн-платежах доминируют именно они.

Из альтернативных методов оплаты в этой стране относительно популярны предоплаченные карты Teléfonos de Mexico, PayPal и прямая оплата счета в банке. В целом, онлайн-торговля растет в этом регионе стремительно, особенно динамичный рост показывает Аргентина. Большое количество интернет-покупателей в Чили. Жители стран Латинской Америки много времени проводят в социальных сетях, поэтому эксперты прогнозируют, что именно тут они станут самыми активными покупателями.

В Латинской Америке есть еще один любопытный тренд, который сформировался на фоне кризисов. Жители некоторых стран региона проявили огромный интерес к биткоину. В Венесуэле, с ее дешевым, но не всегда присутствующим электричеством и жутким падением боливара единственным способом обеспечить себе нормальную жизнь для IT-продвинутых граждан стал майнинг биткоинов. На биткоины венесуэльцы покупают себе одежду, косметику, бытовые предметы и чуть ли не еду за границей, при этом тщательно скрываясь и от власти, и от криминала. Данный тренд понемногу распространяется и на соседние с Венесуэлой страны. Хотя до настоящей массовости ему еще далеко. Поэтому прямо сейчас относиться к биткоину, как к важному платежному инструменту в Латинской Америке, не стоит.

Крупнейшие латиноамериканские трансграничные поставщики платежных сервисов: allpago, PayU Latam, Braspag, MercadoPago, PagSeguro, Banwire, Conekta, AstroPay, Ripple LatAm, maxiPago!

При выходе на рынки Латинской Америки, Азии и Африки первым делом надо быть готовым к тому, что тут придется работать с альтернативными методами оплаты чуть ли не больше, чем с привычными для нас банковскими картами. Их много, и эквайринг наверняка будет обходиться дороже, чем это было бы с VISA или MasterCard. В странах, где популярна оплата с участием наличных (через банковские отделения, терминалы самообслуживания или во время доставки), зачисление денег за товар или услугу будет происходить дольше желаемого срока.

Тем не менее, Африка, Латинская Америка и Азия – три крупных и бурно растущих рынка, в которых есть огромный потенциал, несмотря на техническую специфику. В каждом из регионов есть свои крупные поставщики платежных сервисов, к преимуществам которых относится хорошая локальная экспертиза. Помимо них в регионах присутствуют глобальные игроки, к сильным сторонам которых относится и глобальная экспертиза, и тот факт, что они могут выступать партнерами одновременно в нескольких регионах присутствия.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.