Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
100 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Есть ли будущее у телефонного номера как идентификатора личности?

Идея использовать телефонный номер как идентификатор личности витает в воздухе не один год. Во всем мире, как и в России, уже появились сервисы с привязкой к номеру, однако на пятки им наступают новые технологии идентификации.

Номер как личность

Для пользователей электронного кошелька компания моментальных платежей Qiwi уже много лет основным идентификатором является телефонный номер. Затем эту идею подхватили банки — при помощи мобильного приложения деньги можно перевести, зная лишь номер телефона получателя. Сервис хорош, но пока им, как правило, пользоваться могут клиенты, карты которых выпущены одним и тем же банком.

Ситуация постепенно меняется. В начале 2019 года должна быть запущена в рабочей версии Система быстрых платежей (СБП), которую разрабатывают Ассоциация ФинТех (АФТ) и Банк России. Номер мобильного телефона на первом этапе будет единственным идентификатором для платежей, которые будут проводиться через мобильные приложения банков.

Революция по-тихому

По данным ЦБ, банков в России несколько сотен, а федеральных сотовых операторов – всего четыре. В ситуации, когда новых абонентов взять неоткуда, и доходы от основных услуг практически не растут, связисты стремятся откусить кусок пирога у кредитных организаций. В партнерстве с ними операторы выпускают кредитные карты, принимают платежи, занимаются денежными переводами.

В сентябре МТС и «Мегафон» обнулили комиссию за переводы между абонентами. Для такого денежного перевода достаточно знать лишь номер получателя платежа. Хотя лимит не большой (15 тыс. руб), этих денег хватит, чтобы расплатиться, например, с няней, клинером или сантехником. А полученные деньги можно потратить не только на связь, но и на другие покупки.

Операторские переводы — это тихая революция, которая в перспективе может оказать серьезное давление на традиционный банковский сектор. У МТС и «Мегафона» в России чуть менее 80 млн абонентов на каждого. Так что размер переводов между ними может оказаться колоссальным.

Задумываются связисты и о том, как использовать телефонный номер для оффлайн-платежей. При этом сделать услугу доступной даже тем, кто не пользуется смартфонами и, следовательно, не имеет доступа к мобильным приложениям. Ведь до сих пор 25% продаваемых в России аппаратов – кнопочные телефоны.

Memento Pay

Два года назад МТС анонсировала сервис, позволяющий платить в кафе, магазинах и ресторанах, просто назвав номер телефона. Подтвердить платеж можно, отправив ответ на пришедший sms-запрос, говорил тогда представитель компании. Правда, до сих пор о широком распространении этого сервиса ничего не слышно. Возможно, потому, что в России помимо традиционных финансовых услуг банков получили популярность сервисы бесконтактных платежей, базирующихся на Apple Pay и Samsung Pay.

По данным исследования «МТС-Банка», с начала года и по октябрь доля покупок абонентов оператора в супермаркетах, ресторанах и кафе с мобильных устройств превысила долю покупок, оплаченных пластиковыми картами. Такие платежи охотно принимают даже в небольших торговых точках. Ведь в России терминалы для приема устанавливают не владельцы заведений, как, например, в Европе, а банки.

В итоге продавцы товаров и услуг не несут расходов на upgrade устройств. В истории с невзлетевшим сервисом МТС оплаты товаров и услуг при помощи мобильных устройств оператор планировал зарабатывать, в том числе на продаже торговым точкам брендированных POS-терминалов.

Без номера в голове

Но прогресс не стоит на месте. Сервисы денежных переводов стали активно развивать мессенджеры. Например, в Китае WeChat компании Tencent стал едва ли не универсальным платежным средством. Год назад Telegram запустил сервис платежных ботов. Это значит, что для идентификации участников денежных переводов уже не важен ни номер телефона, ни оператор, который его обслуживает.

Кроме того, в России запускается Единая биометрическая система, распознающая клиента банка по фотографии и записи голоса. К концу года не менее 20% отделений банка в каждом регионе присутствия должны предоставлять услугу сбора биометрической информации, требует ЦБ РФ. Когда система заработает на полную мощность, идентификация клиента по номеру телефона может оказаться лишь дополнительной технологией.

Эту и другие статьи вы можете найти в издании TelcoJournal!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.