E-Commerce после второй волны пандемии
Все эти события отрицательно влияли на активность покупателей в сфере электронной торговли. Мы постоянно мониторим колебания спроса аудитории у всех сервисов в экосистеме IT-компании «Мегабонус» с самого начала пандемии. Это касается и кэшбэк-сервиса. Результатами наших исследований мы регулярно делимся с пользователями. В этот раз «Мегабонус» решил представить аудитории SPARK собственное исследование продаж почти 3000 магазинов-партнеров кэшбэк-сервиса. Анализ охватывает 4 квартал 2020 года. Мы решили поделится данными о новых трендах, возникших на рынке почти год спустя после первой волны эпидемии коронавируса.
Что исследовали
Статистика продаж в четвертом квартале 2020 года сравнивалась со среднемесячными показателями третьего квартала. Все колебания основных показателей даются в процентах. Статистика сгруппирована по тематическим категориям магазинов.
В конце 2020 года кэшбэк-сервис «Мегабонус» организовал ряд промокампаний для магазинов-партнеров. Эти маркетинговые активности оказали существенное влияние на продажи, что необходимо учитывать в данном исследовании. Соответственно, некоторые промокампании приведены для наглядности в процессе рассмотрения общих данных по продажам.
«Гипермаркеты»
В октябре 2020
количество заказов здесь увеличилось на 24%, невзирая на вторую волну эпидемии
коронавируса, а объем продаж подрос на 26%. В категорию «Гипермаркеты» включена
популярная во всем мире торговая площадка AliExpress, а также многие крупные
маркетплейсы. В ноябре продажи увеличились
на 153%, а количество покупателей в категории «Гипермаркеты» подросло на 78%.
Во многом этому способствовали сразу две крупные распродажи и целый ряд
промокампаний, проведенных магазинами совместно с кэшбэк-сервисом. Несмотря на
снижение показателей по сравнению с ноябрем, в декабре количество заказов было
на 46% больше, а продажи на 62% выше. Эти изменения связаны с распродажами. По
традиции, большинство магазинов организует для своих клиентов в этот период
рождественские и новогодние распродажи. Большинство государств
мира в четвертом квартале 2020 вновь охвачены новой волной эпидемии
коронавируса. Во многих странах еще действуют ограничения на въезд, и это
негативно сказывается на общей ситуации. Поток туристов значительно снижается В категории
«Путешествия и туризм» количество заказов в октябре уменьшилось на 52%, а объем
продаж упал на 59%, по сравнению с аналогичными данными за третий квартал. В ноябре ситуация
в категории «Путешествия и туризм» изменилась незначительно. Общие показатели
остались в целом на уровне октября. В декабре объем продаж увеличился едва
заметно — на 11%. При этом, однако, число заказов уменьшилось на 33%. В этот
период вырос средний чек. По всей вероятности, увеличение среднего чека связано
с давней привычкой людей активно путешествовать в период новогодних каникул.
Кроме того, на уровень продаж в декабре повлияло промо сети отелей Radisson. Четвертый квартал
2020 года был отмечен общим падением продаж. Не изменили этот негативный тренд
ни «Черная Пятница», ни мощные промо от «М.Видео» и «Эльдорадо». Уже в октябре количество
заказов упало на 21%, а объем продаж снизился на 3%, — что означало увеличение
среднего чека. В последнем квартале 2020 частенько лихорадило и курс доллара.
Это послужило причиной роста цен на электронику. В ноябре на 27%
упало количество заказов, объем продаж — на 9%. В декабре эти показатели почти
не изменились. В этой категории в
октябре 2020 заказов стало меньше на 17%, но при этом объем продаж увеличился также
на 17%. Растет средний чек. Вероятно, на это повлияла промокампания популярного
в этой категории магазина — Shein. В ноябре, по сравнению
к данными за октябрь, заказов стало больше. Но в целом число заказов в этом
месяце было ниже на 5%, чем в третьем квартале. На 53% выросли продажи. В декабре продажи
увеличились только на 33%, а количество заказов уменьшилось на 29%. В этом сегменте количество
заказов увеличилось в октябре на 57%, продажи приросли на 54%. Наблюдался резкий
рост продаж в ноябре — количество заказов увеличилось на 153%, объем продаж на 144%.
В ноябре и декабре в категории «Красота и здоровье» с успехом прошли промокампании
iHerb и Lookfantastic. Практически, все
магазины из сферы «Красота и здоровье» проводят распродажи и дают своим
покупателям большие скидки на «Черную пятницу» и Рождество. В
декабре продажи выросли на 86%, а заказы на 114%. За время пандемии
значительно увеличилась популярность онлайн-образования. Сервисы из этой
категории стремительно развиваются, привлекая много клиентов. В ноябре 2020
проводилось промо онлайн-школы ProductStar. Количество
заказов в подкатегории «Образование» за ноябрь увеличилось на 31%. В декабре продажи
приросли на 87% по сравнению с третьим кварталом 2020 года. На действия пользователей
в конце 2020 года бесспорно повлияли ноябрьские распродажи «11.11» и «Черная
пятница». А на уровень продаж декабря — рождественские и предновогодние скидки.
Тем не менее, даже эти маркетинговые акции крупнейших магазинов не спасли
категорию «Электроника». Весь четвертый квартал здесь наблюдалось падение продаж. Неспокойные
времена для бизнеса в категории «Путешествия и туризм» еще не миновали. Несмотря
на приход второй волны пандемии, в целом неплохо ощущают себя магазины в
категориях «Красота и здоровье», «Мода и стиль». Не отстают от них
«Гипермаркеты». В современных условиях
делать прогнозы не просто. Тем не менее, аналитики «Мегабонус» считают — если надежды на массовую вакцинацию во
всем мире оправдаются, то уже весной покупательская активность во многих
категориях E-Commerce возрастет. Внутренний туризм в России поддержит
государство. А, когда эпидемиологическая обстановка в мире станет лучше и страны
отменят ограничения на въезд, сфера «Путешествия и туризм» снова пойдет в рост.
Люди истосковались по путешествиям. Конечно, Коронавирус принес много проблем,
но в разных секторах экономики глубина падения различается. Постепенно, хоть и
в разном темпе, будут восстанавливаться все категории.


«Путешествия и туризм»


«Электроника»


«Мода и стиль»


«Красота и здоровье»


«Услуги». Подкатегория «Образование».
РЕЗЮМЕ:
