Сотрудники
активно переходят по присланным ссылкам, если им сообщают, например, о введении
дресс-кода или предлагают посмотреть фото с корпоративного мероприятия.
Эксперты по кибербезопасности обращают внимание, что излишняя доверчивость
может нести заметные риски для организаций.
Результаты анализа были
получены на основании данных статистики двух решений — «МегаФон
Security Awareness» и платформы по повышению киберграмотности
сотрудников Kaspersky Automated
Security Awareness Platform . Анализировались
тренировочные фишинговые рассылки, проведённые в интересах корпоративных
клиентов мобильного оператора и разработчика решений в области
кибербезопасности в январе-августе текущего года в России.
Тестирования бизнеса на
восприимчивость к фишинговым атакам проводятся в соответствии с принципами
белого хакинга. Для рассылки могут специально разрабатывать сайты-имитаторы,
брендинг, похожий на оригинальный, а также применять методы социальной
инженерии. В отличие от настоящих мошеннических рассылок, скомпрометированные
данные пользователей не собираются и не хранятся. Организаторы лишь
подсчитывают количество ошибок персонала заказчика и предоставляют отчёт.
В среднем половина
сотрудников российского бизнеса открывает письма из сымитированных рассылок,
35% переходят по ссылке, каждый третий из них (10%) вводит свои персональные
данные на сторонних ресурсах. Если сообщение содержит файл-вложение, то 8,3% адресатов
открывают его. Самый большой показатель компрометации информации по одной из
рассылок составил 33% — каждый
третий работник предоставил свои данные. Однако среди компаний, которые провели
обучение персонала, эти показатели существенно ниже: только 9% сотрудников
открывает вредоносные письма, 2% переходит по ссылке и 0,2% компрометируют свои
сведения. Примечательно, что количество компаний, которые проводят обучение и
тестовые фишинговые рассылки, за последний год увеличилось в 2,5 раза. Большая
часть из них — представители
малого бизнеса.
Среди отдельных тренировочных фишинговых рассылок,
вызвавших наибольшее доверие среди сотрудников российских компаний, оказались
поддельные обращения от HR- и ИТ-отделов. Например, из рассылки о введении
дресс-кода по ссылке перешло три четверти получивших её адресатов (77%). Письмо
с темой «Фото с корпоратива» заинтересовало 32%. Также повышенным интересом
пользовалась тема «Нарушение корпоративной политики использования учётных
записей». По ссылке из письма с таким заголовком кликнули 23% получателей. На
безобидное, казалось бы, письмо якобы от специалистов HR-отделов с просьбой
пройти онлайн-опрос попались 14% пользователей от общего числа тех, кому оно
пришло в рамках ещё одной тренировочной рассылки. К тому же всегда остаётся
остроактуальной тема денег. Письмам с заголовками «Ваши средства перемещены в
частный инвестиционный фонд» и «Ваша страховая компания отклонила ваше
заявление как немедицинское» поверили по 14% получателей.
«Фишинг остаётся одной из самых актуальных киберугроз.
Основные признаки поддельного сообщения — эмоциональные и вовлекающие темы,
ошибки и опечатки, странности в оформлении письма, в адресах отправителей и
ссылках. Организациям крайне важно повышать уровень кибергигиены в компании и
прививать сотрудникам необходимые навыки цифровой безопасности, в том числе с
помощью симулированных фишинговых рассылок. Это помогает анализировать уровень
киберграмотности в организации и отрабатывать полученные работниками знания на
практике. Однако важно помнить, что для всесторонней эффективной защиты от
современного ландшафта киберугроз бизнесу важно обеспечивать комплексную
киберзащиту, один из элементов которой — решения для повышения киберграмотности
сотрудников», — комментирует Татьяна Шумайлова, эксперт направления повышения
цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness.
«МегаФон противодействует
фишингу на разных уровнях. Как оператор мобильной связи — блокирует абонентам
доступ с мобильных устройств на поддельные сайты, количество которых
увеличивается примерно в два раза ежегодно. Как технологический партнёр бизнеса
— анализирует
основные тренды в фишинге, отслеживает новые фишинговые домены и использует
данную информацию для обогащения других сервисов кибербезопасности. А главное, что с коллегами
по отрасли мы единым фронтом ведём борьбу с мошенниками и хакерами», —
прокомментировал Александр Осипов, директор по развитию облачных и
инфраструктурных проектов МегаФона.