Особенности логистики FMCG товаров
FMCG (fast moving consumer good) с английского переводится как «быстро оборачиваемый потребительский товар». Сегмент рынка FMCG представляет собой направление продаж быстро оборачиваемой продукции в магазинах розничной сети. Данное слово сменило всем знакомый со времен Советского Союза термин «ширпотреб» (товары широкого потребления).
К товарам FMCG сегмента относят те, которые используются частными лицами, и имеющие короткий цикл потребления. Среди них:
- продукты питания;
- сигареты;
- алкоголь;
- часть ассортимента бытовой химии;
- косметика.
Одним словом, все то, что постоянно потребляется в современном обществе.
Основные логистические требования субъектов сегмента FMCG
- Высокая оборачиваемость продукции
- Соблюдение сроков, а также качества доставки
- Сезонность
- Пиковые нагрузки
- Особый температурный режим хранения товаров
- Товарное соседство
- Сохранность и безопасность
Каждый, кто хоть немного осведомлен, что такое «логистический процесс», понимает: сети магазинов (как крупных, так и малых) в 90% случаев не обладают собственным транспортом, а склады «пришиты» к точкам продаж (особенно подобная картина наблюдается в «регионах», где склады типа «А+» или «Б» являются огромной редкостью).
Если говорить о ритейлерах в области FMCG, то дело обстоит следующим образом: довольно часто товары хранятся не только на складе, который не имеет деления на секции, но и в одной камере, которую «в целях экономии на ночь отключают от электроснабжения», пренебрегая основными правилами хранения продукции.
Проблема вырисовывается сама собой: как быть ритейлеру, который не имеет финансов для улучшения процесса складирования и переработки груза?
Ответ - элементарный аутсорсинг. «Мирада», как современный и профессиональный 3pl оператор, организовывая логистику для FMCG, учитывает специфику данного сегмента рынка. Компания эффективно работает с большими объемами продукции, выстраивает гибкие логистические решения, которые способны подстраиваться под сезонные и другие особенности спроса. К тому же, быстрая оборачиваемость товаров требует особой точности времени их доставки.
Как правило, 3pl операторы для компаний, работающих в сегменте FMCG предлагают:
- современные складские комплексы;
- складскую обработку товаров;
- складской учет, что позволяет контролировать сроки годности продукции на складе;
- доставку грузов в любом из форматов — «ящик», «паллеты», «документ»;
- соблюдение условий, требуемых при доставке грузов, за счет специальной упаковки, выбора транспорта (например, рефрижератор, тент);
- отслеживание статуса заявок;
- ответственное хранение продукции;
- предпродажную подготовку товаров;
- кросс-докинг и многое другое.
Складское хранение товаров FMCG
Отметим, что 3pl операторы при складском хранении продукции FMCG предлагают размещать ее на стеллажах, напольно либо в мелких ячейках. К тому же, они осуществляют эффективную паллетную, покоробочную подборку, а также мелкоштучную комплектацию товаров.
Предпродажная подготовка продукции позволяет клиентам исключить ненужные дополнительные финансовые траты на транспортировку груза со склада к тому месту, где осуществляется предпродажная подготовка, а также погрузо-разгрузочные работы.
Данный вид логистики включает в себя:
- сортировку товара, его маркировку;
- подготовку продукции к рекламным акциям;
- упаковку и составление индивидуальных наборов, включая упаковку продукции нестандартного формата;
- упаковку с применением термоусадочной пленки;
- стикеровку.
Логистика FMCG на примере пищевой продукции
Данная группа товаров требует от 3pl логистического оператора строгого учета сроков годности продукции. К тому же, при хранении определенных групп товаров нужны жесткие соблюдения температурного режима и товарного соседства.
Для каналов отгрузки применяются разнообразные принципы подбора (FEFO, LIFO), а также учет каждой партии продукции. При складском хранении продуктов питания особое значение имеет блокирование товара, у которого заканчивается срок годности. Также каждый заказ должен сопровождаться соответствующими сертификатами и удостоверениями качества.
Большинству предприятиям, которые работают с товарами FMCG, требуется полный спектр услуг по предпродажной подготовке, который включает в себя:
- вкусовое микширование;
- формирование метро-юнитов;
- упаковку и переупаковку товаров;
- стикеровку и маркировку.
Если на складе планируется хранить много видов продукции, то увеличение его «емкости» осуществляется за счет увеличения «этажей», т.е. установка паллет в 2-3 «этажа» и больше, насколько позволяет складская техника, а также высота потолка склада.
Поручив организацию логистики FMCG товаров грамотному 3pl оператору, компании данного сегмента:
- сокращение на 1-2% убытков, которые связаны с отсутствием продукции на полке;
- сокращение себестоимости товара на 3-8% из-за отказа от услуги доставки груза поставщиком;
- улучшение качества готовой продукции;
- увеличение дохода за счет сокращения товарных запасов на складах до 5%.