редакции Выбор
5 популярных ошибок заказчика при разработке сайта
Для кого-то станет огромным открытием, что успех проекта зависит не только от исполнителей. Выбрать хороших исполнителей и отвалить им пол вагона денег далеко не все, что требуется от заказчика.
Все написанное дальше основывается исключительно на моем опыте, как разработчика за последние 4 года, не более. Поэтому может иметь разногласия с мнением того же менеджера, дизайнера и т. д.
Не уверен, что знаю как надо делать, но хорошо знаю как делать не надо.
Кратко о процессах
Реализация проекта состоит из нескольких этапов:
- Выяснение деталей и постановка задач;
- Проектирование/дизайн;
- Разработка/тестирование;
- Наполнение контентом;
- Продвижение.
Если совсем скромно, на самом деле каждый пункт заслуживает отдельной темы и имеет массу нюансов.
По опыту могу сказать, что практически любую промежуточную ошибку можно исправить на любом этапе, но если допустили ошибку на первом этапе, с вероятностью 90% проект можно сразу хоронить. Он конечно будет красивым и даже работать, а толку?
Ошибки, которые чаще всего допускают на первом этапе, давайте разберем их.
Все начинается с вас
Вы должны иметь четкое предоставление о результате, где конечный результат не готовый сайт, а помощь, которую он должен принести для достижения цели.
Примитивная схема выглядит так: стратегия > сайт > продвижение > продажи > прибыль.
Рассматривать сайт без остальных составляющих пунктов не имеет смысла. Сайт сам по себе не приносит прибыль, а лишь инструмент для достижения цели, но как и любой инструмент он имеет свои характеристики.
Если вы рассматриваете разработку сайта не как инвестицию, а как расходы, то подумайте дважды прежде чем это делать.
Самостоятельное написание ТЗ залог успеха
ТЗ — это техническое задание. Писать самостоятельно ТЗ если у вас недостаточно опыта губительная идея, я вас уверяю.
Этот пункт может казаться противоречивым, ведь часто пишут о том, что без ТЗ дела вообще не будет. Это так, но ТЗ бывает разным и многое зависит от того, как именно его напишут.
Правильно поставленная задача это 50% успеха.
Я ни в коем случае не говорю, что наличие ТЗ это плохо, но корректировка со стороны специалистов с большой вероятностью будет необходима.
Хотя обычно ТЗ от заказчика это даже не ТЗ, а банальный бриф или список хотелок. Спрашивать у заказчика какой сайт он хочет, как игра в рулетку, «угадать» шансов немного.
Заказчики допускают часто одну ошибку, они приходят не с проблемой и её описанием, а уже с якобы подходящим решением на их взгляд (примером сайта), причем сразу к разработчикам. Ну они и делают без лишних вопросов то, что он желает:)
Совет: если вы написали ТЗ самостоятельно, то приложите к нему пояснение для решения каких именно задач вы это все затеяли. Лишним не будет.
Нужен сайт не хуже или лучше, чем у конкурентов
Понятие «лучше» довольно неоднозначное. Конечно перед разработкой важно изучить сайты конкурентов, но брать их за основу не лучшая идея, ведь неизвестно как их делали конкуренты. Вполне возможно, что они слепо скопировали сайт у своих конкурентов со всеми их положительными и негативными качествами.
Конечно если ваша единственная цель сделать сайт лучше, чем у конкурентов и больше ничего, то такая постановка задачи вполне походит.
Сначала делаем сайт, а потом решим, что делать дальше
К сожалению это встречается часто и эта ошибка может быть губительной для вашего бизнеса. Несоблюдение первого пункта почти всегда приводит к этому.
Заказчик приходит и говорит: у меня 5 разных услуг, под эти услуги требуется 5 лендингов.
Задача кажется вполне простой и понятной. Только потом заказчик с этими проектами идет к seo-шникам и хочет продвигать их в поиске, что сделать будет довольно сложно. Или наоборот, за основу берут сайт, который продвигается через поиск, но в качестве получения трафика на сайт выбирают не seo-продвижение, а контекстную рекламу.
С контентом тоже не все так просто. Заказывают проект в стиле минимализма, где упор идет как раз на контент с использованием фото хорошего качества и профессиональной съемкой. На макете все выглядит отлично, а в момент наполнения начинают использовать «сырые» фото сделанные на тот же телефон или еще хуже - берут первые попавшиеся в интернете. Естественно при таком подходе сайт, который так солидно выглядел на макете, превращается в ужасное его подобие и пугает пользователей.
Специалисты которые задают много вопросов — плохие специалисты
Такое заблуждение можно найти среди заказчиков, мол если человек много спрашивает, значит в этом ничего не понимает. Как раз наоборот.
Чтобы иметь хоть какое-нибудь представление о предстоящей работе, требуется задавать не один десяток вопросов.
Когда начинаешь устраивать допрос по, казалось бы, понятному ТЗ - выясняется, что заказчик хочет решить задачи далекие от того, что он хочет получить. Да, он написал подробно чего хочет, только полученный результат может не иметь ничего общего с задачами которые на него возлагают.
По моей статистике, только 2-е из 10-ти заказчиков могут четко ответить на первые 3 вопроса:
- Зачем вам сайт? (Примитивный вопрос, но многих ставит в тупик)
- Откуда будут приходить будущие клиенты? Контекст, таргет, seo ... ?
- Назовите первый пункт, по вашему мнению, что на сайте конкурентов сделано плохо/неудобно/бесполезно?
Если на первый вопрос можно услышать шаблонный ответ, то на второй ответить затрудняются. Т.е. заказчик сам не знает, что будет делать после того, как получит сайт. На третьем вопросе почти всегда говорят что-то о дизайне.
По третьему вопросу можно сразу понять насколько заказчик разбирается в том, что желает получить.
За пару минут уже можно понять, как дальше вести диалог с заказчиком и что именно выяснять. Вопросы в стиле "Кто ваша ЦА? Ваши преимущества?" и т.д. очень размыты для человека, который в этом плохо понимает и отвечать он будет так же.
Правильно поставленный вопрос - половина ответа.
Итог
Никто не знает ваш бизнес лучше, чем вы сами. Если вы в этом не разбираетесь, специалисты всегда подскажут какой вариант выбрать самый оптимальный. В этом случае вам нужно приходить не только с ТЗ или примером сайта (лишним не будет), а с описанием желаемого результата, ваших бизнес-процессов и конечно же ориентировочным бюджетом, который готовы вложить.
Вложение большого количества средств не всегда дает такой же эффект и вот почему: Есть стратегия когда компания заходит на рынок и начинают вливать огромное количество средств в рекламу ради узнаваемости своего бренда. Реклама по ТВ, у блогеров, в соц.сетях и т. д.
Такая стратегия сработает, если более 30% (цифра может быть больше или меньше, зависит от среднего чека) пользователей станут постоянными клиентами. Если же пользователи принесут деньги лишь один раз на волне популярности и все, тогда эти действия принесут колоссальные убытки.
Для интернет-магазинов вещей или электроники это может сработать, а вот для строительной компании — вряд ли.
Чтобы обезопасить себя от будущих ошибок, настоятельно рекомендую предварительно проконсультироваться у специалистов и желательно на платной основе. Бесплатно вам много времени точно не уделят, а без детального изучения невозможно будет выбрать самый подходящий вариант.
Как говорят в Google:
Мы не можем принимать решение, пока у нас нет цифр.
На момент написания этой статьи дела у них идут вполне неплохо и игнорировать такой простой совет я бы не стал.
Автор материала Мирослав Царев, скромный FrontEnd разработчик с планами на мировое господство:)