Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Круче всех делаем стартапы
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
32
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

23
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

13
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

11
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

9
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

9
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Краудфандинг как способ начать стартап

47 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Не работает. Это продолжение заголовка, если кто вдруг не понял. «Финансирование толпой» кажется привлекательным способом, однако бизнес на человеческой щедрости строить нельзя. Объясняем, почему.

Типичные пациенты

Автор приложения просит денег на крауд-платформе. Приложение блокирует рекламу в браузере.

Еще пример: банда студентов-единомышленников решает открыть свою веб-студию и делать сайты. Набрав 150 рублей, они закрывают страничку проекта.

Или еще: рукодельная барышня устраивает на странице проекта магазин: предлагая каждому бекеру эксклюзивный галстук с оленями. Чем занимается компания барышни? Пошивом эксклюзивных галстуков с оленями.

Направление понятно, давайте перейдем к причинам, по которым у вас не получится стартовать свой скромный бизнес на общественные деньги.

Как неправильно расценивают краудфандинг

Есть несколько популярных заблуждений, из-за которых на крауд-платформы идут те, кому там делать нечего. Обычно это молодые бизнесмены, которые где-то услышали о таком способе финансирования и загорелись идеей быстро сколотить капитал для старта.

А как оно обстоит на самом деле: Легкие деньги, минимум затрат — миф

Придется не просто затрачиваться, придется выкладываться. Заниматься только своей кампанией долгие месяцы — сначала подготовкой, потом контролем.

На что именно уйдут ресурсы:

Копирайтинг. Основа любой крауд-кампании — описание проекта. Если это плохо написано, читатель или не поймет, о чем речь, или не захочет платить. Если даже вы не платите копирайтеру или корректору — сами просидите над текстом не один день. Текст должен внятно доносить идею, воодушевлять, содержать банальные призывы к действию и при этом не быть рекламно-зазывным.

Так, например, автор одного из успешных проектов Boomstarter, морской экспедиции «Акватилис», рассказывает:

«Мы готовили текст впятером три месяца, давали его почитать всем, кому только можно, перечитывали сами (и, признаюсь, сейчас я бы написал его совсем по-другому). Если люди не понимают, что и зачем ты делаешь, — это провал. Надо объяснить, кто ты, что делаешь, почему это круто и важно».

Графика. Об этом сто раз писали, но всё же тезис справедливый: на этапе, когда вам особо нечего показать, показывайте красивую картинку. Будет это инфографика или просто хорошо сделанные иллюстрации, скетчи и т.д.

Видео. Еще один столп хорошей кампании. Всё подробно расписано вот в этой статье. К слову, там есть «классические» примеры удачных видео Тима Шейфера, Брайана Фарго, авторов Oculus Rift, а также несколько российских удачных роликов.

Прототип. Если есть такая возможность — всегда показывайте прототип. Сделанный в Balsamiq или Axure, если у вас сайт или мобильное приложение, или распечатанные на 3D-принтере, если у вас продуктовый hardware-стартап. История отечественного проекта Lightpack на Кикстартере — тому подтверждение.

Награды бекерам. Речь о тех самых плюшках, пусть и символических. Их нужно придумать, а потом сделать и организованно разослать. При этом не забывая отвечать на жалобы в соцсетях о том, что «мне ничего не пришло, это возмутительно».

Итого, речи о легких деньгах вообще не идет. Если даже вы своими силами в состоянии обеспечить высокое качество всего вышеперечисленного — надо пахать. Притом что выхлоп не факт что будет соответствовать цели.

Основатель проекта nalichniki.com, Иван Хафизов, так говорит о краудфандинге как не лучшем способе заработать денег на свое любимое дело:

«Вообще, если подходить к краудфандингу как к работе, то это, конечно, из пушки по воробьям. Вот с ноября по март на него уходило по 3 часа ежедневной работы. В итоге я получил 120000 минус налоги. Можно найти кучу способов, в том числе более простых, чтобы заработать те же деньги быстрее».

Краудфандинг работает только для массовых продуктов

Фактически в проект инвестирует конечная аудитория. Если ваш продукт для широкого потребителя — то есть вероятность, что наберете сумму. Если предлагаете узкоспециализированную услугу — будь ваше предложение хоть тысячу раз крутым и правильным, получите мало. Просто из-за того, что на крауд-платформах размер поступлений от одного участника измеряется далеко не десятками тысяч долларов.

Нет соцнагрузки — нет денег

Краудфандинг — это не про бизнес. В первую очередь за проекты «голосуют» сердцем, делая своя скромные пожертвования тем, кто смог взволновать. В случае с крауд-платформами никого не волнует, что ваша служба доставки пиццы по бизнес-плану окупится через два с половиной года. Это не сработает, сухие цифры здесь никого не волнуют. Зато если вы жертвуете 1% с прибыли на помощь бездомным животным, используете только бумажные эко-пакеты и электробайки — сразу становитесь привлекательнее для массового потребителя.

Гузель Санжапова, основатель Cocco Bello, подчеркивает важность социальной составляющей:

«Люди не любят, когда ты пытаешься построить бизнес за их счет. При этом у тебя на руках только проект бизнеса, даже не первый продукт. Если показать спонсорам обратную сторону медали — какую социальную нагрузку несет твой проект — и при этом дать попробовать продукт, то есть вероятность, что они не пройдут мимо»

Здесь инвестируют в личности

У вас есть опыт успешного бизнеса? Причем такого, чтобы о нем знали. Скорее всего нет, иначе какой смысл вам, успешному бизнесмену, просить денег через краудфандинг

Краудфандинг — это для фанатов

По статистике Kickstarter, с большим отрывом впереди всех идут проекты, которые можно объединить в одну большую категорию: «увлечения». Кино, музыка, литература, игры, комиксы, безумные гаджеты — всё это удел определенного круга увлекающихся лиц.

Кто-то всерьез разделяет ваше увлечение вашим же бизнесом? Вряд ли.

image00.jpg

Диаграмма с Crowdfunding Russia

Толпа поддерживает милое инди

Обычному приземленному бизнесу нет места в краудфандинге. То, что вы делаете, должно относиться к одной из популярных категорий выше и создавать положительные эмоции или нести пользу обществу. И уже потом приносить вам прибыль. Кажется, в бизнес-мышлении все наоборот.

Все эти особенности усугубляются очень простым, но болезненным для многих парадоксом: толпа не терпит фальши и приукрашивания действительности. Это при условии, что на старте нового бизнеса часто вообще не понятно, что можно обещать, а что нет. Тонкий баланс между «скромный, но бедный» и «собрал сумму, но не выполнил обещаний» — соблюсти его в итоге могут единицы.

Но есть же краудинвестинг

Не нужно путать краудфандинг с краудинвестингом. Первое больше похоже на бескорыстное пожертвование на благое дело, второе — на покупку доли в бизнесе. Вроде бы по определению краудинвестинг подходит бизнесу-стартапу. Но нет.

Объяснение очень простое и логичное, и оно кроется в первой части термина: «крауд», «толпа». Непрофессиональные инвестиции.

То есть если человек идет на Crunchbase или AngelList, для него инвестировать — это работа. Одному проекту 10 000, другому 25 000. И так каждый день. Экономика посчитана, риски минимизированы, все яйца в разных корзинах.

Краудинвестинг — это инвестиции, фактически сделанные на удачу. Для бекера на такой плафторме те же самые 25 000 — это все его накопления за год, два или пять лет. Куда прагматичнее вложить их в нечто более материальное, безрисковое. А любители рисковать могут с таким же успехом просто купить на все фишек.

Более развернуто рассказывает об изъянах крауд-инвестинга Петр Вырупаев с Planeta.ru:

«Краудинвестинговые площадки, в каком формате их хотят сформировать в России, рассчитаны на средний класс... его основная задача — приумножить или как минимум сохранить свои деньги, поэтому инвестиции в проекты на этапе стартапа явно не для них... Остаются только игроки, которые и сегодня играют на бирже, сидят на „Форексе“, спекулируют криптовалютами. Им может быть интересен краудинвестинг, но из-за длительности проектов и невозможности выйти из них, интерес игроков будет крайне невелик».

Как можно использовать крауд-платформы

Все не настолько безрадостно. Выход видится в использовании краудфандинговых площадок не в качестве привлечения реальных инвестиций, а в качестве мощной PR-платформы для молодого бизнеса.

Ведь фактически ресурсы наподобие Kickstarter, Boomstarter или Planeta имеют такие преимущества, как:

  • Выход на потенциальных потребителей. Вы можете популярно рассказать о своем бизнесе в виде развернутой истории и запомниться потребителям.
  • Посещаемость журналистами из профильных СМИ. Такие площадки генерируют инфоповоды, если ваш проект окажется достаточно интересным, о нем могут бесплатно написать СМИ. Кто не любит фримедиа?
  • Выход на инвесторов. Через прямой контакт на краудфандинговой площалдке или уже после публикаций в СМИ — у вас появляется шанс найти крупных инвесторов.
  • Инструмент исследования спроса. Хотите проверить бизнес-гипотезу на группе потенциальных потребителей — краудфандинговая платформа как нельзя лучше для этого подходит. Успех можно измерять не только в собранных суммах, но и судить о нем по обратной связи.

Только не забывайте делать MVP (минимально жизнеспособный продукт), если у вас технологический бизнес — это на него в первую очередь будут смотреть и потребители, и журналисты, и инвесторы.

0
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать