Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Круче всех делаем стартапы
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
31
Эбиа

Эбиа

www.ebia.ru

23
Enlite

Enlite

enlited.ru

22
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

15
likearea

likearea

smm.li

15
SE Ranking

SE Ranking

seranking.ru

14
Cookiezz

Cookiezz

cookiezz.com.ua

13
Venyoo

Venyoo

venyoo.ru

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

12
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Какие стартапы интересуют «японский Amazon»?

14 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Недавно писали о стартапах, которые покупает Facebook — в основном, это компании из США. Если хотите «продаться на Запад», сначала нужно основать технологический стартап в Пало-Альто. Но есть альтернатива.

О Rakuten

Rakuten — международная торговая платформа, которая существенно отличается от западных гигантов. Amazon и Ebay ориентируются на крупные магазины, собирая их предложения в едином маркете. Японский агрегатор изначально задумывался в ином ключе: это была торговая площадка для мелких продавцов, у которых не было собственного интернет-магазина. Rakuten давал им «торговое место» в интернете, приличный трафик, инструменты для взаимодействия с аудиторией и анонсирования новых товаров.

Таким образом, Rakuten изначально был больше похож на азиатский блошиный рынок, а не стерильный европейский торговый центр. Именно такая замкнутость на токийских продавцах, кропотливая работа с каждым позволила вскоре компании занять свою нишу на японском рынке и начать поход на запад. В 2000 году компания провела IPO.

Сегодня ежегодная прибыль Rakuten оценивается в 5,98 миллиарда долларов — это существенно меньше, чем у того же Amazon, но, как нам кажется, японцы не стремятся конкурировать с американцами. Во многом значительную роль играет сам бренд страны — многие покупают на Rakuten только потому, что там представлены или известные японские производители (Toyota, Sony, Yohji Yamamoto, Hello Kitty), или потому, что там много продукции с ярко выраженными национальными чертами (японский чай, электроника, одежда, игрушки, товары для хобби).

Компания была основана в 1997 году и восемь лет происходило ее становление на локальном рынке Японии. С 2005 года Rakuten взяла курс на расширение рынков сбыта — поэтом повысился интерес компании к технологическим стартапам из других стран.

Проанализируем историю приобретений Rakuten.

2005

Rakuten покупает LinkShare, американскую партнерскую рекламную сеть. Этот год можно официально считать началом западного похода Rakuten — сделка позволила компании предлагать своим партнерам-продавцам (как японским, так и западным) продвигать товары на мировом рынке.

Сумма сделки: 425 млн долларов.

2010

После долгого затишья, в период с мая по июнь 2010-го Rakuten совершила сразу три больших сделки:

  • Покупка PriceMinister, онлайн-магазина новых и сэконд-хэнд товаров по фиксированной цене. Сумма покупки сервиса — $200 миллионов.
  • К компании присоединился крупный американский магазин Buy.com. Фактически этот момент стал официальным выходом японцев на покупателей в США — ведь вместе с самим сервисом Rakuten получила также и всю лояльную аудиторию магазина: первоначально сайт сохранял свое привычное название, но перенаправлял покупателей на сайт Rakuten. Сумма сделки — $250 миллионов.
  • Приобетение eBank, платежного стартапа.

2011

Rakuten переключается на другие рынки: Европы и Латинской Америки. Главные приобретения компании за этот период — покупка ряда успешных компаний, занятых в сфере электронной торговли: бразильского Ikeda (разработка инструментов для e-commerce), немецкого Traforia (конструктор интернет-магазинов и их размещение на едином портале), британского Play.com (интернет-гипермаркет).

Также компания начинает идти в еще одном важном направлении, в которое вложит еще много инвестиций в будущем — это электронные книги. В 2011 Rakuten приобретает канадский Kobo, сервис для чтения книг и производителя читалок. Сумма сделки рекордная для этого года — $315 миллионов.

2012-2013

Компания начинает плотно работать с лояльностью клиентов и собственным сервисом — это подтверждает приобретение японского сервиса Spotlight, который автоматически фиксирует факт посещения сайта и вознаграждает пользователя бонусными очками. Еще одно полезное приобретение компании — облачный фулфилмент-сервис Webgistix.

Второй довольно неожиданный, на первый взгляд, ход: покупка сразу нескольких проектов, занимающихся видео. Это, в первую очередь, сингапурский сервис потокового видеовещания Viki, купленный за $200 милионов. В ту копилку добавляется видеосервис Wuaki.tv, позволяющий смотреть фильмы независимых режиссеров в онлайне.

Причины такого внимания к видеосервисам понятны: традиционное телевидение отходит на второй план, уступая место онлайн-сервисам, растет их ценность как рекламного канала. К слову, Amazon купит Twitch только через год.

2014

Самый «дорогой» год для Rakuten — компания продолжает активное наступление на внешние рынки. Этот этап знаменуют сделки:

  • Покупка Viber за $900 млн. Мессенджер рассматривается компанией как строительный материал для своей экосистемы и инструмент маркетинга. Три года назад компания стала стратегическим партнером российского Ozon.ru и, учитывая то, что сегодня мессенджербыл признан самым популярным в России — у Rakuten есть серьезные планы на российский рынок.
  • Покупка Ebates за $1 млрд. Компания из Сан-Франциско представляла собой кэшбэк-сервис. Его покупка открыла перед Rakuten еще одну дорогу к американским покупателям.

О том, что японцы поддерживают наступление на внешние рынке также говорит покупка рекламной сети DC Storm (представлена в США, Германии и Великобритании).

Работа над технической стороной собственного сервиса продолжается — Rakuten покупает Slice, сервис трекинга посылок.

2015

Современные интересы Rakuten — это книжный ритейл и саморазвитие платформы. И то, и другое — давно известные направления. К слову, инвестирование японцев в российский Ozon тоже так или иначе связано с книгами: ведь Ozon контролирует «Литрес».

Самыми заметными сделками прошлого года стали:

  • Покупка эстонского стартапа Fits.me, онлайн-инструмента, который помогает «примерить» одежду из интернет-магазина с помощью веб-камеры.
  • Покупка крупного дистрибьютора книг Overdrive. Компания действует на рынках США, Сингапура, Мексики, Канады и Австралии. Складывается ощущение, что Rakuten стремится монополизировать этот рынок — или, по крайней мере, откусить приличную его долю, став полноценным конкурентом Amazon с его Kindle.

Еще две значительных сделки 2015-го — приобретение сети мобильной и веб-рекламы Deep Forest Media, и азиатского букинг-сервисаVoyagin.

Особенности поглощений Rakuten

Как мы видим, компания и сегодня нацелена преимущественно на экспансию на Запад — если сравнивать с тем же Google, у которого большая часть приобретений приходится на стартапы из США — сделки Rakuten совершаются в подавляющем большинстве случаев с неяпонскими компаниями.

Главный сектор интереса — сервисы, улучшающие сервис платформы электронной коммерции, а также маркетинговые инструменты и рекламные сети. Еще одна точка интереса — компании с большой аудиторией и потенциалом: мессенждеры, сервисы видеостриминга.

Не стоит забывать, что Rakuten Retail, занимающаяся электронной торговлей — только часть Rakuten Group, в которую помимо этого входят подразделение, специализированные на путешествиях, онлайн-платежах, электронной безопасности, медиа, видеоконтенте, даже профессиональном спорте. Такой диверсификацией можно объяснить многие на первый взгляд неожиданные приобретения компании — например, покупку токийского Voyagin.

Выводы

На фоне своих более раскрученных собратьев из США и Китая, Rakuten выглядит вечно «догоняющим» игроком, который то и дело пытается выкупить часть американского, азиатского или европейского рынка и помериться силами с местными лидерами. Это также толкает компанию на крупные сделки с сервисами, которые способны улучшить качество обслуживания Rakuten. Что ни говори, а в техническом плане компания пока что отстает от того же Amazon.

Тем выгоднее ситуация для технологических стартапов, которые работают в сфере e-commerce и намерены выгодно продаться в будущем. Они могут повернуть голову с Запада на Восток и присмотреться к японскому гиганту.

Похожие статьи:

0
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать