редакции
Диджитал-стратегия, как самостоятельно разработать и внедрить для роста бизнеса
Зачем нужна диджитал-стратегия?
2020 для всех стал неожиданным, сломал все планы, но мы все убедились в том, что та самая диджитализация как никогда актуальна для всех типов бизнеса.
Что мы понимаем под этим модным словом «диджитализация» или «диджитал-стратегия»?
Диджитализация бизнеса (диджитал-стратегия) — это прежде всего процессы внутри компании и команда, которая готова эти изменения внедрять.
Зачем внедрять этот процесс? Прежде всего для поиска новых возможностей, для привлечения новых клиентов как в сфере товарного бизнеса, так и для сферы услуг.
На сегодня наша команда в год ведет сотни проектов, и мы видим определенную тенденцию.
Часть владельцев бизнеса научились активно работать с диджитал-инструментами и, несмотря на все сложности 2020 года, активно растут. В то же время другие компании, потеряв свои преимущества в виде офлайн-розницы, теряют объемы продаж.
В этой статье я хочу показать практические инструменты разработки диджитал-стратегии для вашего бизнеса и на примере покажу, как ее реализовать.
Диджитал-стратегия — что это?
Любая стратегия — это путь из точки А в точку Б.
Поэтому первый элемент любой стратегии — это цель, к которой вы хотите прийти, и результаты на сегодня.
Стратегия — это дорожная карта, которая позволяет прийти к поставленным целям и не свернуть c пути при первой неудаче.
Есть разные уровни стратегий:
Высший уровень — корпоративная стратегия; после — бизнес-стратегия; далее — маркетинг-стратегия; потом — бренд-стратегия, и только после — рекламная стратегия.
Что составляет проблему, особенно у малого и среднего бизнеса, — это работа с рекламной без других уровней стратегии.
Вопрос: может ли малый и средний бизнес самостоятельно создать все эти уровни стратегий, и какой уровень самый важный?
Любой бизнес начинается с бизнес-стратегии, и маркетолог в этом процессе — всегда собственник, который начал бизнес и получает прибыль.
На разных уровнях зрелости бизнеса разные уровни стратегий могут дать точку роста.
В этой статье мы поговорим о рекламной стратегии, а если быть точными — о диджитал-стратегии, и не просто о диджитал-стратегии, а о диджитал-стратегии с привязкой к бизнес-стратегии, ведь одно без другого жить не может.
Зачем внедрять диджитал-стратегию?
Зачем нужна стратегия? Очень актуальный вопрос. Его часто можно услышать от заказчика: зачем делать и внедрять стратегию, когда можно просто запустить контекстную рекламу....
Я постараюсь дать максимально простой ответ.
Предположим, я хочу усилить свой бизнес по продаже товаров X с помощью диджитал-направления. У меня есть намерения, и я готов инвестировать 50 000 грн. Вопрос: куда мне инвестировать эти средства, как оценивать результат и не получить убытки, и действительно ли мне нужно вкладывать именно в контекстную рекламу? Просто запуск контекстной или другой диджитал-рекламы не даст ответа на эти вопросы. Ответ дает именно стратегия.
Итак, давайте разберемся, что же включает в себя диджитал-стратегия. На мой взгляд — это микс, который всегда включает в себя бизнес- и маркетинг-стратегию. Внимание! Никогда диджитал-стратегия не работает, если нет бизнес-стратегии. Говоря проще, нет маржи — нет бизнеса.
Диджитал-стратегия прежде всего включает в себя ответы на следующие вопросы: 1 блок: исследование 2 блок: оффер 3 блок: трафик-воронка 4 блок: бюджетирование 5 блок: аналитика
Анализ конкурентов. Для проведения этого анализа мы используем бесплатные и всем доступные сервисы:
Хотелось бы отдельно выделить и подчеркнуть важное: первое, что включает в себя digital стратегия, — это реализация в интерфейсе сайта значимых элементов бизнес- и маркетинг-стратегии. Иными словами, пользователь, зайдя на ваш сайт, должен четко понимать, почему следует купить товар или заказать услугу именно у вас. Если мы говорим об интернет-магазине, то основными элементами выступают: Если мы говорим о сфере услуг, то основные элементы — это: Все эти блоки и элементы заполняются с учетом анализа конкурентов, целевой аудитории, тенденций (спроса и предложений) категории, в которой вы работаете.
Прежде всего поговорим о целях. Если речь идет об интернет-магазинах, есть две основные бизнес-цели в рамках digital-стратегии: Если речь идет о сфере услуг, цели будут выглядеть иначе: Мы всегда рекомендуем создавать конкретные цели по этим пунктам и далее корректировать их в рамках план-фактного анализа и тактики.
На основании анализа конкурентов нужно определить каналы трафика, которые вы будете использовать. Напоминаю, какие есть основные каналы трафика:
Под ресурсом мы называем все, что может влиять на результат, но основной — это, конечно, команда и бюджеты.
Если мы говорим о команде, то на мой взгляд идеальное решение — микс инхаус-команды и подрядчиков. По зонам ответственности распределить так: Говоря проще, в инхаус-команде должен быть человек, который отвечает и может влиять на стратегию и бюджетирование, разбирается в инструментарии digital-маркетинга и web-аналитике. А внешние подрядчики — это умные руки, которые способны реализовать за счет эффективного управления инструментарием digital-стратегию.
Касательно бюджетов мы всегда используем простую математическую модель, которую можно дополнять элементами, но есть четыре основных: Продажи = трафик * конверсию * средний чек. Это простая модель, но она сразу показывает зоны, на которые нужно влиять для достижения результатов. Каждый из элементов можно раскладывать дополнительно. К примеру, трафик — на каналы, конверсию — на воронку продаж, средний чек — на группы услуг или товаров. Например, если вы хотите получить 1 000 000 грн оборота, знаете средний чек и конверсию в вашей категории, то можете рассчитать необходимый рекламный бюджет. И уже при реализации этого плана в анализе по этой модели вы будете видеть, какой именно показатель проседает и куда нужно направить свое внимание.
Оценка результата — это всегда комплекс web-аналитики и учетной системы. Здесь фраза «реклама (стратегия) не работает» недопустима. Оценка результата — это всегда анализ того, что есть, и поиск решения на основе полученного опыта и желаемых результатов. Для своих клиентов мы ведем еженедельный отчет по ключевым показателям, за счет которого мы можем очень оперативно принимать решения и управлять операционными целями и задачами.
Пример отчетов:
Итак, мы с вами рассмотрели, зачем и как разрабатывать и внедрять диджитал-стратегию для вашего бизнеса. Повторим основные тезисы: Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, с радостью ответим!

Что включает в себя диджитал-стратегия?
Что делают конкуренты?
Что включает анализ конкурентов в рамках диджитал стратегии
На основании анализа конкурентов вы сможете
Как элементы бизнес и маркетинг стратегии реализовать в интерфейсе вашего сайта
Как достичь поставленных целей с помощью digital-стратегии
Цели
Digital каналы стратегии

Какой необходим ресурс для реализации стратегии?
Команда для реализации диджитал-стратегии
Бюджеты для диджитал-стратегии
Как оценивать результат стратегии?



Выводы
