Основным торговым партнером России на
сегодня остается Китай. До марта этого года одним из приоритетных путей
доставок товара был маршрут через порты ЕС, далее через Балтику в
Санкт-Петербург или через Турцию, на Новороссийск. Но после введения
ограничительных мер главными способами доставки остались автомобильные и
железнодорожные грузоперевозки. Авиасообщение же недавно столкнулось с
закрытием неба для российских самолетов с двойной регистрацией, в том числе Boeing и Airbus. Таким
образом, из грузовых самолетов, совершающих рейсы в Китай, остались Ту—204,
Ил—76, Ан—124.
На фоне ситуации с запретами и санкциями
объем автомобильных и железнодорожных грузоперевозок значительно вырос. А
приостановление действия правил недискриминационного доступа к инфраструктуре
железнодорожного транспорта до 1 июля значительно сориентировало выбор бизнеса на
перевозках по автомагистралям — согласно постановлению, на БАМе и Транссибе
существует порядок пропуска грузов по степени значимости, на котором социально
важные сырьевые, несырьевая и промышленная продукция идет в первой очереди. Ну
и конечно стоимость сервиса по прямому ЖД Китай — РФ, которая на данный момент
ниже стоимости перевозок через ДВ и авто.
Таким образом, развитие транспортных
коридоров для грузового автотранспорта между Западной частью России и Китаем
сейчас играет значительную роль в поддержании логистики страны. К тому же
транзитную роль России в поставках в другие дружественные и недружественные
страны никто не отменял.
Сейчас важными воротами для экспорта и
импорта становятся Хабаровск и южные порты Приморья. Усиление и модернизация транспортных
инфраструктур, повышение сервиса перевалки грузов позволит сократить сроки
доставки и снизить риски порчи товара. Традиционно перегрузка в порту на
сухопутный вид транспорта связана с проблемами. Достаточно вспомнить несколько
коллапсов в 2021 году. Развитие портовых сервисов откроет новые перспективы
перед логистикой восточного направления.
Но несмотря на вложение в транспортную
инфраструктуру грузоперевозок между Россией и Китаем, в качестве рисков при
доставке грузов из Поднебесной до сих пор остаются карантинные меры, которые
вводятся с завидной регулярностью. При этом страдают не только сроки поставок,
но и увеличивается стоимость. На сегодняшний день сроки автомобильных поставок
остаются в пределах 2-4 недель, в зависимости от груза и маршрута. Но ситуация
может измениться в любой день, так как рынок логистики не стабилен и
претерпевает ряд изменений.