Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
6 920 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Оценка венчурного проекта на стадии посева и MVP

Вашему вниманию, обзорная статья об основных принципах оценки стартап-проектов и моментах, которые не стоит упускать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Любой, уважающий себя, предприниматель не станет развивать свой проект, не изучив, хотя бы основу основ ведения бизнеса, его составные части и перспективы участия третьих лиц. Что касательно стартап-проектов, то это особая статья оценки со стороны венчурного инвестора.

b_55530a3fd8937.jpg

Основные этапы инвестирования в проекты *

Начальная стадия стартапа:

  • Предшествующая посевной стадия (pre-seed stage)
  • Посевная стадия (seed stage)
  • Прототип (prototype)
  • Работающий прототип (working prototype)
Запуск проекта в эксплуатацию или продукта в производство:
  • Запуск, или ранняя стартап-стадия (launch, or early startup stage)
  • Стартап-стадия (startup stage)
  • Работа с первыми клиентами, или поздняя стартап-стадия (first clients, or late startup stage)
Пост-стартап-стадия:
  • Стадия роста (growth stage)
  • Стадия расширения (expansion stage)
  • Стадия выхода (exit stage)
Я специально взял обрезанную версию списка, так как многие пункты (которые специально пропустил!), не очень хорошо подходят к реалиям российского рынка венчурной новации. Начнем движение в обратном направлении, так как самое расплывчатое понимание цены и оценки проекта на самых ранних стадиях.
  • Пост-стартап-стадии - это самые рассчитываемые периоды развития. К этому времени в компании собирается настолько большой объем информации о внутренних процесса и о рынке, что расчет по основным элементам эффективности инвестиций осуществляется в течении нескольких дней и процент учета всех факторов стремится к 85-90%.
  • Стартап-стадии - пусть и менее комфортны, чем пост-стадии, но так же просчитываемы. Проект данного уровня уже обязан иметь как минимум первичную статистику о посетителях, клиентах и даже первый cash-flow (особо стремящиеся!). Расчет долей конверсии, перспективы увеличения трафика, взятые из опыта проведенных мероприятий по продвижению, все это прекрасная почва к планированию. Поэтому, оценка данных проектов инвесторами, будет осуществляться по строгим законам инвестиционного анализа.
  • Ну, и наконец, стадии: seeds и prototypes - самые высокорискованные и сложные в оценке. Проще говоря - это инвестиция помноженная на ноль. Мы на данном этапе не имеем ничего, кроме идеи или MPV. Нам неоткуда взять бизнес-модель, так как для её расчетов требуются статистические данные. А откуда их взять, тем более свои, реальные данные?

И, тем не менее, инвесторы, с готовностью входят в проекты, предварительно рассчитав свои риски. Итак, критерии и способы оценки стартапа на стадии идеи или прототипа, которые используют венчурные инвесторы:

b_55520e0161ff9.jpg

- Очень важный момент для инвестора - это команда, которая представляет свой проект. Времена, когда инвестиции получали сильные предприниматели, не имеющие, прикрытых технических и маркетинговых сторон, уже канули в лету. Сейчас, если команда не состоит из специалистов, которые охватываю все стороны проекта (разработка, продвижение, дизайн), шансов на получение финансирования очень мало.

"Если команда не сбалансирована, я не буду инвестировать в нее" - бизнес-ангел Игорь Рябенький

-Потенциальная привлекательность проекта, основана на расчетах не процента от доли, а возможности увеличения дохода в 3-5 раз.Этот подход отражает не количественную составляющую инвестиционного расчета, а качественную. Точками соприкосновения будут являться официальные (а еще лучше - неофициальные!) данные о развитии похожих проектов из Вашего сегмента.

- Но есть и обратный подход к анализу перспектив стартапа - оценка доли. Команда проекта указывает процент, который они готовы обменять на финансовую поддержку, а инвестор анализирует это предложение через призму: самооценки доли командой (цена предложения), перспективность развития, уровень размытия доли для следующих раундов привлечения инвестиций. И, если данная динамика его устраивает - осуществляется вход в проект.

- Так же, многие инвесторы и аналитики оцениваю стартап на посевных стадиях, используя общепринятую мировую или федеральную статистику. Приведу пример: ценовой ориентир по географии проекта - проект из Израиля, в среднем, обходится в 1,7$-2,5$ млн, а в России всего - 0,8$млн; средняя оценка рынка в сферах, например - биотехнологии (примерно 13$ млн. привлеченных инвестиций), реальный сектор (примерно 19$ млн. привлеченных инвестиций)**. Так же, очень часто приличным подспорьем в привлекательности стартапа, является - ранее успешные в реализации проекты. Хотя, этот аспект довольно спорный.

Руководитель венчурной компании the Untitled Константин Синюшин, о ранее взлетевших проектах в команде стартапа - “Такие команды “лажают” не реже

b_55530ac1d636f.jpg

Итак, мы рассмотрели несколько основных критериев первичной экспертизы проекта. Конечно же, мы изложили лишь малую часть, ведь подходов и взглядом большое количество и каждый венчурный фонд или бизнес-ангел имеет свой персональный опыт в подобной оценке. Это верхушка айсберга, изучение которой мы только начали и собираемся далее развивать это направление.

В связи с этим, команда MY DRAFT, предлагает всем, кому интересен вопрос оценки проектов на ранней стадии развития, принять участие в совместном изучении этого направления. Предлагайте проекты и мы проведем их анализ, а затем предоставим отчет в нашем блоге.

Предложения о проектах, анализ которых, Вам интересен, присылайте нам на почту hello@my-draft.ru

*Определение с Википедия

**Данные представлены только для проектов на этапах стартап и выше

P.S. Данная статья не является переводом с другого языка и не является ре-райтом. Поэтому автор, надеется на то, что Вам не составит труда оценить её.

b_555211bec5d81.jpg

Автор: Данил Каримов

Источники аналитической информации: Википедия, РБК Инновация.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Gleb Parfenov
> Предлагайте проекты и мы проведем их анализ, а затем предоставим отчет в нашем блоге.
— А где вы будете брать информацию о проектах, которые анализировать хотите?
Ответить
Starter
Экспертная помощь стартапам
Данил Каримов
В зависимости от того, чей это проект. А именно (пример!):
1. Если это Ваш проект — сначала, конечно, проработаем информацию, которой располагаете Вы (согласно чек-листа оценки). Обычно, по факту, её бывает недостаточно, поэтому начинается поиск информации из различных источников (похожие проекты (просить их "немного приоткрыть занавес"), проекты которые канули в лету и т.п.)

2. Если Вы хотите получить информацию о не принадлежащем Вам проекте — мы будем самостоятельно собирать информацию: свяжемся с проектом, попробуем наладить контакт; официальные статистики; СМИ и т.д.

Мы надеемся, что обоюдовыгодные условия окажутся привлекательны. Ведь, для нас это, создаваемая собственным трудом, платформа для имиджа и старта, а для принявших участие — лишний повод попасть (пропиариться) в публикацию на Спарк (+ в их группе ВК и Твиттер), а так же, мы метимся попасть в публикации ЦП.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.