Как научиться привлекать инвестиции и при этом не попасть в лапы инфоцыган
Рассказывает Максим Серяков, основатель Акселератора «Народное IPO».
Статья будет полезна предпринимателям, привлекающим инвестиции, а также предпринимателям, которые занимаются или планируют заняться бизнес обучением и всем, кто крайне негативно относится к тренингам/курсам/обучающим программам и т.д.
Давайте сразу начнем с последнего. Никто не будет спорить, что учиться не зазорно, а наоборот, правильно и необходимо. Мы учимся, всю жизнь, в самом начале уж точно, ходить, говорить, читать, писать и т.п. Нас всегда окружают люди, которые нас чему-то учат: родители, воспитатели, преподаватели, сержанты, старшие коллеги и т.д. В какой-то момент мы приходим к тому, что вправе решать — учиться дальше чему-то или же «ехать» за счет «накопленного багажа».
Скорость изменений растет из года в год и то что мы знали 10-15 лет назад уже не факт, что поможет нам сегодня и то, что знаем сейчас через 10-15 лет станет, практически, ничем.
Вопрос не в том — учиться или нет?! А в том — у кого, а главное как.
В нашем обществе витает негатив к людям, которые обучают. Так уж повелось, что под личиной тренеров/коучей/трекеров часто скрываются, назовем их мягко, недобросовестные товарищи.
Разочарование от опыта сотрудничества с такими «экспертами» и тотальное недоверие сделали свое дело. Теперь, практически, каждый, кто обучает, негативно воспринимается аудиторией и от этого клише достаточно сложно избавиться. При этом, я думаю, вы со мной согласитесь, далеко не каждый, кто обучает, заслуживает такого отношения.
Такие компании как Deloitte, Ernst & Young, Boston Consulting Group и т.д вряд ли назовут инфоцыганами.
Когда нам необходимо чему-то научится, то мы уже не смотрим через призму — мошенник/теоретик/шарлатан, мы ищем человека или компанию, которая расскажет, покажет, научит в конце концов.
Главный вопрос в такой ситуации — кто передо мной, реальный практик с твердым опытом, который готов поделиться своими знаниями или замаскированная под красивым маркетингом пустышка?
Лично я вижу ответ на этот вопрос в трех плоскостях:
- Подтвержденный личный опыт учителя
Взялся чему-то учить — докажи, что ты сам хорошо умеешь это делать. Сапожник без сапог — так себе история. - Результаты учеников
Есть достойный бэкграунд и начал обучать — продемонстрируй результаты. Ведь не каждый великий спортсмен становится хорошим тренером. - Цена за услугу
Есть твердый опыт и результаты учеников — значит присутствует экспертность, профессионализм. Такие люди ценят свое и своих сотрудников время, а значит задешево работать не станут. А если очень дорого? Это понятие относительное. Необходимо переходить в категорию «цена-ценность». Придерживаюсь следующего подхода: дешевое — всегда плохое, дорогое — не всегда хорошее.
Так можно ли научиться привлекать инвестиции?
Скажу сразу — да, можно, было бы желание.
Постараюсь на собственном примере, чтобы не быть голословным, показать как этого добиться.
Для начала объясню, как я к этому пришел. После того, как мы привлекли в свой бизнес 33,5 млн ₽ от 19 частных инвесторов дистанционно через интернет, мне стали поступать запросы от предпринимателей в стиле: «Максим, интересный опыт, поделись, что делать, чтобы получить результат». И я решил передавать полученный «боевой опыт».
В феврале 2019 года мы начали двигаться в этом направлении, создали на tilda сайт, в котором постарались донести суть нашего предложения, настроили рекламу и начали общаться с предпринимателями пытаясь заключить договор. Уже в апреле первые 4 предпринимателя начали обучаться тому, как искать инвесторов.
Образовательный бизнес достаточно сложен, если его делать честно. Я с самого начала не хотел «делать лажу» и мы сразу постарались создать продукт, который сработает и будет приносить результат в реальных деньгах нашим клиентам.
Процесс поиска инвесторов мы разложили «на молекулы», создав пошаговый алгоритм, сняли видео-занятия на каждый шаг, подготовили шаблоны, образцы и чек-листы, чтобы минимизировать возможные ошибки.
Далее со стартом работы пришло понимание, что 100% нужен куратор — чтобы давать обратную связь, исправлять ошибки, консультировать.
Как выстроить обучающую программу, чтобы ученики получали результат
При работе с клиентами мы приводим следующий пример: «когда вы приходите к стоматологу, то вы не лезете руками и советами как правильно лечить зубы. По факту вы просто садитесь, открываете рот и ждете, пока вам не разрешат встать». Иными словами, если к нам обратились, значит что-то «болит», а следовательно, не надо мешать нам делать нашу работу.
Процесс привлечения инвестиций мы разложили на 10 крупных шагов.
При этом каждый шаг распадается еще на несколько занятий.
Почему правильнее двигаться маленькими шажками? Две причины:
- не имеет смысла вываливать на человека гигабайты информации разом, усвоить ее все равно не получится, как говорится «слона надо есть по кусочкам»
- фокусировка, делаем конкретную и прикладную активность. Пока не сделаем — не дергаемся, иначе как снежный ком соберем ошибки.
Всем, кто планирует запускать онлайн образование, мы рекомендуем предоставлять своим клиентам доступ к онлайн платформе в режиме 24/7 из любой точки мира. А также выстраивать работу вокруг выполнения домашнего задания. Но не ради того, чтобы проверить стал человек умнее или нет. Смысл в том, что каждое выполненное задание приближает к цели, к привлеченным инвестициям. Например, составить финансовый план, сделать презентацию или разработать условия для инвесторов. На выходе получается конкретный документ, который предприниматель будет использовать в работе.
Из чего может состоять занятие?
Свою эффективность показывает следующая комбинация:
- вводное видео, отвечающее на вопрос: зачем это занятие и какую пользу оно даст по итогу
- полноценная видеозапись, в которой раскрывается в мельчайших подробностях что именно делать, в какой последовательности, для чего, как это приблизит к результату, примеры и кейсы из практики
- видеоинструкция, где уже показывается на 1-2-3 как выполнить задание
- презентация, где всегда перед глазами основные выводы и тезисы данного занятия
- обратная связь (видеоразбор) по домашнему заданию, т.е. у текущих клиентов есть возможность увидеть как разбирались выполненные задания их предшественниками, какие ошибки сделаны, где именно и что нужно исправить (по сути учатся на чужих ошибках)
- дополнительные файлы, шаблоны, скрипты, аудиозаписи и т.д., все что необходимо в готовом виде
- тест, отвечая на вопросы клиент лишний раз проверяет свои знания. Вы же поймете насколько им усвоен материал, где какие ошибки. Тест также служит вам в качестве обратной связи, если прослеживается тенденция, что несколько людей ошибаются в одном и том же вопросе, то вероятно проблема на вашей стороне и уже вам необходимо пересмотреть данный блок и по другому подавать информацию
- домашние задание, оно может быть абсолютно любым: ответить на вопросы, выписать риски и предварительно прописать действия по предотвращению риска или его последствий, заполнить таблицу по заданному шаблону, выбрать подходящую юридическую схему привлечения и скачать необходимый проект договора с инвестором, разработать модуль презентации финансового плана инвестору и сделать аудиозапись, составить скрипт переговоров и т.д.