История инвестора: от стартового капитала в 10 тыс ₽ до инвестиций в 1 проект по 1 млн ₽ Знакомство начинает с ПИФ-ов . У него 10 000 ₽ стартового капитала. Сережа приходит в управляющую компанию и покупает первый пай за 2.26 рубля. За 7 месяцев стоимость пая выросла в 3 раза.
Со временем доходность вложений в ПИФ-ы упала, инвестировать стало невыгодно — Сергей сменил инструмент.
Вышел на фондовый рынок — начал с голубых фишек «Газпрома» и Сбербанка (доходность — 6,4% и 5,3%, соответственно).
Занимался облигациями со средней годовой доходностью — 11%. В период с 2008 по 2010 гг. изменилась конъюнктура рынка, появилась неопределенность, рубль ослаб. Поэтому инвестор стал искать новые варианты вложения денег.
Сергей тестировал разные популярные в то время инвестиционные инструменты: рынок Forex , бинарные опционы , ПАММ-счета .
Но риски были слишком высокими, поэтому он сменил приоритеты. Решил использовать менее рискованные и долгосрочные инвестиции.
Открыл индивидуальный инвестиционный счет , который ежегодно пополняет и получает доход в виде налогового вычета.
В 2017 году Сергей начал инвестировать в малый бизнес .
Портфель Сергея сегодня Среднегодовая доходность — 20,8%. Сергей диверсифицирует свой портфель, который состоит из:
Инвестиций в малый бизнес. Доля в портфеле — 35%, доходность — 25% годовых Инвестиций в фондовый рынок. Доля в портфеле — 30%, доходность — 5% годовых ВДО (облигации с определенным уровнем риска, удается избегать дефолтов и поддерживать среднюю доходность 17-18% годовых). Доля в портфеле — 25% ИИС с долей в портфеле — 10%. Помимо инвестирования, Сергей развивает собственную компанию юридических услуг для корпоративных клиентов.
Малый бизнес vs крупные компании Сергей инвестирует в малый бизнес и отводит ему треть своего портфеля по 5 причинам:
1. Прозрачность Доверие к малому и среднему бизнесу. Например, захочет инвестор посмотреть отчет о прибылях и убытках. В крупном бизнесе надо потревожить серьезных дядь, написать специальную бумагу-запрос, подождать. Бумага где-то застрянет. Вероятность получения результата — 0,0001%.
Отследить все бизнес-процессы крупного бизнеса невозможно.
Другой вариант. Допустим, человек инвестировал в продуктовый магазин в спальнике. Назовем его «Ням-Ням». Позвонил предпринимателю — он в течение дня все прислал на почту. Инвестор получил всю информацию и может зайти в магазин и посмотреть все, что ему интересно.
2. Понятная конъюнктура рынка В малом бизнесе ситуацию можно отследить здесь и сейчас.
Колбаса в нашем магазине в спальнике — она либо вкусная, либо — нет. Либо за ней приходят в «Ням-Ням» и покупают только у нас, либо — нет. Все просто.
А какие сейчас у «Газпрома» стратегические задачи — это еще разбираться придется.
3. Контролируемые риски Бизнес — это риск. Поэтому важно выявить и классифицировать факторы, которые могут оказывать влияние на бизнес.
В маленькой компании: снижение потока клиентов, увеличение конкурентов, ограничение поставок того или иного вида продукции.
В большой: риски носят политический характер и контролировать их невозможно.
4. Социальная составляющая Цель малого бизнеса — решать конкретные проблемы обычных людей, делать что-то полезное или упрощающее их, и без того, трудную жизнь (ну и зарабатывать инвесторам и собственнику, конечно же).
Колбаса в «Ням-Ням» утоляет голод простых сотрудников найма, которые тратят на дорогу по часу в день в одну сторону и вечером уже ничего не хотят готовить. А может и уставших мам или школьников. Эта колбаса — вкусная и сытная. И, самое главное, доступна всем.
Или бюджетная парикмахерская на выходе из метро в том же спальнике. Главный принцип заведения: «дешево и сердито».
Или хостелы, которые принимают любого, кто не хочет платить за гостиницу и не обзавелся друзьями или родственниками в этом городе.
А деятельность крупной компании не решает проблемы отдельного человека — у нее макроэкономические задачи.
5. Возможность оперативно решать вопросы Инвестор заинтересован в «доступе к телу» предпринимателей, в которых вкладывает деньги, чтобы оперативно решать вопросы по инвестиционным проектам.
В малом бизнесе есть возможность созвониться с владельцем и с тем, кто занимается операционными задачами.
В крупной компании такой возможности нет — структура сложнее и уровень личной ответственности сотрудников ниже.
Куда вложить 1 млн ₽ под 25% годовых. Метод проверки малого бизнеса от профессионального юриста За 3 года опыта у Сергея сложилась своя методика. Насколько бизнес здоров и интересен, инвестор проверяет по шагам:
1. Оценить риски Цель первого шага — исключить непредвиденные неприятные ситуации.
С чего начать? С полного погружения в бизнес :
конечный продукт/услуга, ценовая политика, откуда/сколько/куда, какие есть бизнес-процессы, особенности, рынки сбыта. По результату, бизнес должен быть понятен вам как инвестору.
Далее стоит провести анализ репутации учредителей или владельцев бизнеса . Для этого пробить их ФИО на официальном сайте МВД и в Реестре дисквалифицированных лиц . Ознакомиться с отзывами в Интернете.
У Сергея был случай: пробил владельца на сайте МВД и в Реестре — без нареканий. Он уже планировал инвестировать в бизнес (ниша интересная, бизнес стабилен, доходность высокая). Но загуглил отзывы об учредителе и наткнулся на кучу негативной информации — мол, деньги берет и кидает инвесторов. Сергей передумал инвестировать.
Также надо провести проверку долговых обязательств и исполнительных производств бизнеса . Проверить на наличие долговых обязательств и судебных разбирательств. Для этого использовать:
официальный сайт ФССП (Федеральная Служба Судебных Приставов);выписка из ЕГРЮЛ .Получаем прозрачную картину по деятельности бизнеса и его учредителей.
2. Проверить финансовую отчетность Для оценки чистоты деятельности бизнеса , необходимо ознакомиться в бухгалтерской (документ для уплаты налогов) и управленческой (ведется для самой компании) отчетностью. Задачи: сравнить официальные «белые» показатели с фактическими. Что нам тут интересно:
ведется ли вообще учет; «бьются» ли цифры (с учетом постоянных издержек); если нет, то в чем дело. В результате, можно увидеть насколько прозрачно компания ведет свою деятельность.
3. Проверить все пункты договора Стоит уделить время и внимательно ознакомиться с договором , который вам предлагают подписать. На что смотрим:
займ или доля в бизнесе;размер инвестиций, размер% , график платежей ;информация по обеспечению и залогу (список и стоимость оборудования/помещений/запасов товаров/недвижимости и их юридическое оформление). корректность заполнения ваших данных и информации о компании (ИНН, адрес, форма собственности). Результат — документ, в котором зафиксированы права и обязанности сторон, проценты доходности, график платежей, время возврата тела инвестиций (договор займа), условия досрочного погашения займа (договор займа), материальное обеспечение предоставляемое инвестору.
4. Личная встреча с владельцем бизнеса Документы проверены, собственники пробиты, по телефону предварительно проведены переговоры. Однако важно встретиться с владельцем бизнеса лично и задать ряд вопросов, чтобы выяснить:
единственный бизнес владельца (исключаем вероятность полигамного предпринимателя — ниже фокус, скачет с одного проекта на другой);сколько лет он в этом бизнесе, сколько собственных средств вложил (есть ли чего терять, заинтересован в развитии бизнеса, сможет ли решать проблемы бизнеса, которых не избежать);разбирается ли в бизнесе (получить информацию от владельца по количеству клиентов, кто они, средний чек, сколько врачей, их квалификация, на каком оборудовании работает, на что хочет потратить деньги).Также, стоит понаблюдать за поведением владельца в целом — как соблюдает договоренности и держит слово.
Еще обращаем внимание, на что именно привлекаются инвестиции. Важно, чтобы деньги шли на развитие бизнеса : на пополнение оборотных средств, либо на расширение (открытие новых магазинов, клиник, а не на устранение кассовых разрывов и латание финансовых дыр).
Метод Сергея на практике. Кейс стоматологии «Стелла» Сергей хотел перераспределить риски в портфеле и искал очередного бизнес для инвестирования.
На Avito нашел объявление с одним из наших портфельных бизнесов —- стоматология «Стелла» привлекает инвестиции на открытие второй клиники.Стоматология «Stella»
«Стелла» (юридически упакованы как ООО «Звезда») открыта в Санкт-Петербурге в 2018 году. Компания предлагает займ с ежегодной доходностью 22-30% в зависимости от размера инвестиций и сроков займа.
1. Оценка рисков Как рассуждал Сергей:
зубы будут болеть всегда; в эконом сегменте людей много; бизнес в спальном районе — мамы с детьми, пенсионеры, ипотечники; в микрорайоне нет конкурентов В клинике реально установлено все заявленное оборудование. Репутация у владельца бизнеса чистая, отзывы положительные.
Преимущества для клиентов:, 3 года юридической гарантии, доступные цены.
2. Проверка финансовой отчетности В Стоматологии «Стелла» ведется управленческая и бухгалтерская отчетность, цифры бьются.
3. Проверить все пункты договора Все пункты договора займа заполнены корректно, доходность — 25%, график платежей прописан, информация по материальному обеспечению предоставлена.
4. Личная встреча с владельцем бизнеса Стоматология «Стелла» — единственный бизнес владельца. Андрей Звезда — врач и работает стоматологом уже более 5 лет.
Информацией по бизнес-процессам владеет: средний чек — 9 тыс. ₽; клиенты — ипотечники из спальных районов, мамы с детьми.
Посмотрите выступление владельца клиники «Стелла» на нашем инвестиционном Форуме 2020 , где он четко и конкретно ответил на все вопросы инвесторов.
Инвестор также самостоятельно проверил поток клиентов и их средний чек — все сходится.Команда стоматологов «Stella»
В результате проверки, Сергей принял решение инвестировать во вторую клинику «Стеллы».
Чек-лист проверки малого бизнеса: Оценить риски Проверить финансовую отчетность Проверить все пункты договора Личная встреча с владельцем бизнеса С вами была Маша Воропаева. Есть здесь инвесторы? Поделитесь в комментариях своим опытом проверки инвестпроектов — на что обращаете внимание и какие документы проверяете.