Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
5 797 8 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 шагов для выхода компании на зарубежные рынки

Пока в России продолжается кризис, многие компаний начинают задумываться о выходе на зарубежные рынки. В этой статье мы расскажем про 5 шагов, которые нужно пройти стартапу, чтобы расширить географию бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Работа с зарубежными клиентами во время кризиса имеет очевидные преимущества – клиентов больше, они находятся на совсем другой волне и готовы платить, причем платить в валюте.

Многие привыкли считать, что выход на зарубежные рынки – это привилегия больших игроков. Но в последнее время компании малого и среднего бизнеса доказывают, что им это тоже по плечу. В условиях санкций преимущество оказывается как раз на их стороне, так как международная активность крупных российских компаний может блокироваться.

Проще всего тем, чей бизнес находится в онлайн и априори имеет меньше барьеров на вход, чем экспорт товаров. Примеров таких компаний уже немало – наши соседи по Spark Croco Time, Java хостинг Jelastic, LinguaLeo и многие другие.

b_5565829336dbc.jpg

Выход на зарубежные рынки – это абсолютно выполнимая задача, даже для небольших компаний и стартапов. Ниже мы приводим 5 этапов, которые нужно включить в план:

1. Оцените потенциальные рынки и конкурентов, решите с каких стран эффективней всего начать.

Главные вопросы, на которые вам предстоит ответить:

  • Есть ли рынок сбыта и спрос на ваши услуги в рассматриваемой стране?
  • Можете ли вы побороться с конкурентами на этом рынке (если они есть)?

Составить предварительный список стран несложно. Если сайт вашей компании уже имеет английскую версию, посмотрите есть ли тенденция в траффике из других стран, как сделал, например, американский стартап Houzz. Если такой информации нет, скорее всего у вас есть общее представление, какие регионы из тех, где экономика растет, вы готовы рассматривать – часто это англоязычные рынки (особенно США и Великобритания) и Европа как наиболее понятные и прозрачные.

После того как предварительный список стран готов, оцените конкурентную обстановку и объем рынка в каждой из стран. Сбор информации на эту тему можно заказать у специализирующихся на этом компаний. Инструменты оценки здесь включают анализ Google Trends по интересующим терминам, social listening, изучение статистики предоставляемой правительственными организациями и индустриальными объединениями, готовые и заказные исследования по конкретным сегментам и другие источники.

В результате анализа факторов спроса и конкурентной ситуации у вас получится короткий список стран.

2. Сегментация целевой аудитории и изучение landscape

После того как вы определили список стран для расширения вашего бизнеса, необходимо изучить более пристально целевую аудиторию, с которой вам предстоит работать, разбить ее на сегменты и определить для себя чем она отличается от родной российской. На это нужно наложить основные социальные, культурные и бизнес тренды в рассматриваемой стране. У вас получится хорошая база для понимания, как нужно адаптировать уже существующих контент и наработанные маркетинговые стратегии для использования на новом рынке.

Инструменты, которые применяются на этом этапе, похожи на этап номер 1.

3. Локализация контента

Здесь мы рекомендуем начать с качественной и нативной адаптации контента на английский язык с учетом выводов сделанных на втором этапе.

Есть страны, для которых контент нужно локализировать на местный язык, но вкладывать усилия в это имеет смысл, если есть уверенность в будущем в этой стране, поэтому это лучше делать на более позднем этапе экспансии.

4. Маркетинг

В первую очередь, ваши потенциальные зарубежные клиенты должны узнать о том, что вы предлагаете ваши услуги за пределами России. Начать, конечно, нужно с апдейта веб-сайта – если в вашем бизнесе присутствует элемент e-commerce, нужно настроить функции так, чтобы вы могли получать платежи из других стран.

Далее, необходимо определить какие каналы коммуникации будут эффективными для продвижения вашего продукта или услуги. В большинстве случаев это будет микс из digital и PR инструментов, в том числе работа через Google AdWords, Facebook, Twitter, LinkedIn (в случае b2b), релевантными тематическими и репутационными ресурсами. Практически все эти ресурсы позволяют делать точный географический таргетинг.

SEO продвижение, конечно, также необходимо, но на то чтобы добиться результата уйдет много времени, поэтому приоритет на первом этапе нужно дать платным способам продвижения.

Главные усилия должны быть направлены на то, чтобы понять есть ли интерес к вашей компании на данном рынке, поэтому первые вложения должны быть небольшими и работать в формате теста.

5. Непосредственная реализация заказов

Обратите внимание на два аспекта: логистика и легальные/налоговые вопросы.

В целом, для онлайн услуг логистика осуществления заказов, скорее всего, не будет отличаться от уже отработанной. Проверка легальных и налоговых вопросов осуществляется достаточно просто, в большинстве стран государственные органы размещают эту информацию на соответствующих ресурсах он-лайн.

И самое интересное - расскажите про свой опыт. Планируете ли выход на зарубежные рынки, и если да, то какие? Возможно, вы уже в процессе, было бы интересно услышать с какими трудностями и особенностями приходится сталкиваться.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Иван Бабкин
Ну раз просите личный опыт — мы как раз недавно тоже публиковали статью на схожую тему, на основе нашего опыта выхода на западный рынок:
http://spark.ru/startup/redhelper/blog/7859/3-uroka-vihod-startapa-na-zapadnij-rinok
Ответить
Native Connections
Маркетинговые материалы на английском
Хищенко Елена
Иван, помню вашу статью! Очень интересный материал. Как продвигаются дела сейчас? Насколько я поняла, вы планировали доработать бизнес модель и возобновить "атаку" на зарубежных клиентов? Есть ли рынки, где продвижение оказалось проще, по сравнению с оставльными?
Ответить
SkyBase
Онлайн конструктор учетных приложений для бизнеса
Наталья Налимова
У нас есть партнеры в Минске, которые работают как по России, так и по Европе. Думаю, в обозримом будущем вместе с ними начнем делать шаги по выводу нашего проекта http://skybase.ru на европейский рынок.

Самое важное для нас на первом этапе — это понять, с каких стран и с каких клиентов (вид деятельности, размер компании и т.п.) стоит начать работу. А потом уже технические действия потребуются — организация мультиязычности в платформе, перевод интерфейса на другие языки.
Ответить
Native Connections
Маркетинговые материалы на английском
Хищенко Елена
Наталья, ваш проект действительно образцовый кандидат для выхода на международный рынок — его суть достаточно универсальна и не завязана на российской специфике.
Согласна, что первый этап критичный. Он трудоемкий, но в наш digital век совершенно понятный с точки зрения реализации. И в отличие от России, в Европейских странах очень большое количество информации по разным индустриям и экономике в целом находится в открытом доступе.
Ответить
Сергей Герасимов
Европейский рынок для отечественного бизнеса тяжеловат. В первую очередь для понимания. Опыт российских "опальных" бизнесменов это хорошо подтверждает — привыкнув работать по российским "стандартам" они очень быстро разоряются, просто потому, что уже не могут работать со сроком окупаемости 3-4 года. Нам нужно сразу, 200-300% прибыли в первый же год! )))))
Ответить
Native Connections
Маркетинговые материалы на английском
Хищенко Елена
Ну когда в России рост шел семимильными шагами, то Европа казалась скучным стагнирующим рынком :) сейчас все изменилось, так что Европа (не вся, но особенно Великобритания) превратилась в оазис стабильности, у российских бизнесменов нет другого выхода как смириться с новыми реалиями.
Ответить
Oleg Tyurin
А кейсы у вас есть реализованные? Можно посмотреть?
Ответить
Native Connections
Маркетинговые материалы на английском
Хищенко Елена
Олег, у нас есть более чем 13-летний опыт работы в международных агентствах в Москве и Лондоне (например, Saatchi&Saatchi), где мы делали много международных кампаний для клиентов уровня P&G и Coca-Cola, включая вывод продуктов на новые рынки. Native Connections появились совсем недавно с миссией помочь российским компаниям в коммуникации с иностранной аудиторий и в частности в выходе на международные рынки используя экспертизу уровня топ коммуникационного агентства, но в доступной для небольших компаний форме. В рамках Native Connections мы уже помогли нескольким компаниям с английским копирайтингом (кейсы для подачи на каннский фестиваль, финансовые материалы), но показать в силу конфиденциальности пока не можем.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.