Наверняка вы уже слышали о SWOT-Анализе. Этот термин сегодня на пике популярности. В наше время к бизнесу подходят более серьезно, чем 20 лет назад и рисковать сегодня своими деньгами очень глупо. К любому делу нужно подходить серьезно и ответственно, анализировать риски, находить слабые стороны, выделять преимущества. В этом непростом деле поможет SWOT-Анализ .
Виды SWOT-Анализа Свот-анализ представляет собой универсальную методику стратегического менеджмента. С его помощью проанализировать можно не только бизнес в целом. Объектом SWOT-анализа может выступать отдельный продукт, предприятие, ресторан, магазин, компания, учебное заведение, страна или человек. Да, правильно применив все инструменты данной методики, можно провести детальный анализ, который позволит выявить слабые и сильные стороны практически любого дела.
Существует 8 видов SWOT-анализа Анализ компании или производственного предприятия Анализ территории (страна, область, район, город и т.д) Анализ рынка или отдельной отрасли Анализ некоммерческой деятельности (например государственной, волонтерской, благотворительной и т.д) Анализ учебных заведений Анализ проекта, определенного отдела или подразделения Анализ конкурентоспособности товара, услуги, бренда или продукта. Анализ личности Таблица: объекты SWOT-анализа Тип SWOT-анализаОбъекты Бизнескомпании, агентства, производственные предприятия, заводы, кафе, рестораны, магазины, салоны красоты и т.д.Территориястрана, регион, область, район, город, район города, микрорайон.Рынокместный, региональный, национальный, мировой,рынок потребителей, производителей и т.д.Некоммерческая деятельностьблаготворительные организации, союзы и ассоциации, строительные кооперативы и т.д.Учебные заведениядетские сады, школы, колледжи, ПТУ, техникумы, университеты и академииТочечный анализпроект, подразделение, отдел, направлениеКонкурентоспособностьтовар, услуга, бренд, продукт и т.д.Личностьличностные качества, умения, навыки
Элементы SWOT-анализа Данная методика состоит из элементов, которые позволяют оценить факторы влияния на компанию. Такие факторы подразделяют на 4 отдельных категории, а именно:
S-strengths (сильные стороны бизнеса). В этой категории работа кипит над сильными сторонами компании, например: лучший на рынке сервис, высокое качество товара, уникальность предложения, цена на товары или услуги ниже, чем у конкурентов и т.д. W-weaknesses (слабые стороны бизнеса). Эта категория позволяет проработать слабые стороны компании, например: не продвинут сайт компании, качество товара хуже, чем у конкурентов, плохая маркетинговая стратегия, нет мероприятий по продвижению бренда и т.д. O-opportunities (возможности бизнеса). Есть возможность наладить круглосуточные продажи через Интернет, есть возможности расширять перечень предлагаемых услуг и т.д. T-threats (угрозы бизнеса). Цены у конкурентов ниже ваших, качество услуг уступает конкурентам, у конкурентов больше представительств в регионе и т.д.
6 правил эффективного SWOT анализа Для того, чтобы получить наиболее точные результаты, необходимо проводить анализ каждого сегмента рынка, каждого отдела, каждого выпускаемого продукта. Четко разделяйте преимущества и возможности, а также недостатки и угрозы. Запомните, что преимущества и недостатки относятся к внутренним факторам, а угрозы и возможности к внешним. Первые вы можете полностью контролировать, а вторые, к сожалению, нет. Слабые и сильные стороны необходимо прорабатывать с позиции покупателя. Если данных недостаточно, то можно провести специальное анкетирование по интересующим вас вопросам. Все формулировки должны быть предельно просты и однозначны. Ищите способы, с помощью которых, вы сможете усилить преимущества и возможности, а также минимизировать риски и недостатки. Введите специальную таблицу. Все решения вносите в специальную матрицу. Часты ошибки при проведении SWOT-анализа Проведение анализа без общей цели. Стоит понимать, что SWOT-анализ не абстрактен, а предполагает достижение какой-то главной цели. SWOT-анализа принимают за стратегию. Помните, что анализ показывает реальное состояние бизнеса, а стратегия рассказывает какие действия нужно предпринимать для развития и роста. Анализ проводиться поверхностно, не углубляются в приоритеты, не разрабатывают рабочие мероприятия. Недостатки SWOT-анализа Несмотря на свою популярность и эффективность, SWOT-анализ имеет ряд недостатков:
Данные вид анализа относиться к группе инструктивно-описательных моделей стратегического анализа и показывает общие цели, конкретные мероприятия, которые позволят этих целей добиться необходимо разрабатывать отдельно. Результаты, которые мы получаем после анализа, имеют вид качественного описания, а это усложняет их использование при мониторинге. SWOT-анализом должен заниматься профессиональный аналитик, ведь данные, которые он представляет, являются довольно субъективными. Высокие затраты. Проводя полный анализ, необходимо затронуть все сферы предприятия, что требует привлечения большого количества узких специалистов. Анализ требует обработки огромных массивов информации. Когда проводить SWOT-анализ? В идеале, SWOT-анализ проводить на этапе стратегического планирования. С анализа может начинаться проработка свежих инициатив, внедрение новых технологий и других изменений.
Как провести Свот — анализ: пошаговая инструкция Для того, чтобы получить максимально качественный результат, необходимо пройти 5 этапов SWOT-анализа.
Шаг № 1. Составление списка вопросов для проведения анализа. По каждому элементу SWOT-анализа нужно прописать список вопросов, ответив на которые, вы получите всю информацию, которая позволит вам двигаться дальше.
Примеры вопросов для выявления сильных сторон бизнеса. Каковы преимущества вашего бизнеса? В чем вы превосходите своих конкурентов? Какие преимущества видны клиентам? Какие преимущества у вашего продукта или услуги? Насколько интересно ваше уникальное торговое предложение? Что можно предпринять для увеличения прибыли? Примеры вопросов для выявления слабых сторон Каковы преимущества конкурентов? В чем конкуренты лучше вас? Какие недостатки замечают клиенты? Какие недостатки у вашего продукта или услуги? Что мешает увеличить прибыль? Примеры вопросов для выявления возможностей бизнеса Может ли настоящая политическая ситуация способствовать росту бизнеса? Какие рыночные тенденции можно обернуть в нашу сторону? Какие внешние ресурсы можно привлечь для роста бизнеса? Какой характер у наших возможностей (постоянный или временный)? Примеры вопросов для выявления угроз бизнеса Какие конкуренты несут прямую угрозу бизнесу? Может ли настоящая политическая ситуация ухудшить темпы нашего развития? Есть ли на рынке новые, альтернативные нашим продуктам, решения? Какие рыночные тенденции могут навредить бизнесу? *Мы привели лишь примеры вопросов. Для каждого бизнеса, продукта, объекта они будут своими.
Шаг № 2. Заполняем таблицу SWOT-анализа Ответив на все вопросы, необходимо заполнить SWOT матрицу. Данная матрица разделяется на 4 такие части: сильные стороны, слабые стороны, преимущества и недостатки. Всю информацию мы структурируем и вносим в соответствующие ячейки, предварительно отсортировав по степени значимости.
Шаг № 3. Прорабатываем сильные и слабые стороны. После того, как вы выявите основные внутренние факторы, которые влияют на успех бизнеса, их необходимо отсортировать. В вверху списка должны быть те факторы, которые наибольшей степенью могут повлиять на итоговою прибыль вашего дела.
Шаг № 4. Проработка возможностей После того, как вы выявите основные внешние факторы, которые могут помочь бизнесу расти, их необходимо отсортировать. В итоге, вы должны отсеять все факторы, которые никоем образом, не повлияют на лояльность клиентов и итоговую прибыль вашего бизнеса.
Шаг № 5. Проработка угроз Прорабатываем все угрозы и сортируем их. Оставляем только те угрозы, которые в ближайшие 5 лет могут повлиять на деятельность компании и снизить ваш уровень продаж.
Для большей наглядности, мы разберем пример заполнения матрицы SWOT-Анализа, на основе данных, которые мы собрали для маркетингового агентства.
Матрица (таблица) для Свот анализа Сильные стороны бизнеса Слабые стороны бизнеса
Сайт высоко ранжируется в поисковой системе,что обеспечивает 60% конверсий. В команде работают квалифицированные и опытные специалисты, что дает отличные результаты клиентам и обеспечивает рекомендации (сарафанное радио) = 30% конверсий. Агентство работает по принципу постоплаты. Получил клиентов = плати деньги, а не наоборот. Мобильная версия сайта недоработана. Агентство слабо представлено в социальных сетях, что несет за собой «потерю» возможных клиентов. Агентство молодое и малоизвестное в профессиональных кругах. Возможности бизнеса Угрозы бизнеса
Один из самых крупных маркетплейс в стране стремительно теряет свои позиции, что может существенно увеличить численность клиентов в данной нише. Продвижение своего Youtube канала позволит увеличить число клиентов и повысить узнаваемость бренда. Активное снижение уровня жизни в стране, может отразиться и сфере маркетинга (меньше денег→меньше покупок→меньше клиентов на подвижение). Активное развитие Instagram и Facebook может снизить количество клиентов, которым необходимо продвижение в поисковых сетях (одно из главных направлений работы агентства). Делаем выводы и принимаем решения Агентство интернет-маркетинга развивается в правильном направлении. В будущем, будет продолжена работа над поисковым продвижением, квалификацией и уровнем задействованных специалистов. Будут разрабатываться новые, выгодные клиентам решения. Мобильная версия сайта будет доработана в ближайшее время. Начинаем активное внедрение в социальные сети. Работаем на повышение узнаваемости бренда. Для примера мы провели облегченный анализ агентства. В реальности подобное агентство требует более детального анализа по каждому из направлений своей деятельности.